Традиционная теория финансового посредничества: трансакционный и информационный подходы.

Другой важный аспект деятельности финансовых посредников, на который
Дж. Бенстон и К. Смит обратили особое внимание, состоит в том, что финансовые продукты производятся и реализуются посредниками при условии рентабельности их деятельности, т. е. при условии, что цена финансовых продуктов покрывает все производственные и трансакционные издержки самих посредников, в том числе затраты на привлечение ресурсов кредиторов. Эта рентабельность достигается благодаря сравнительному преимуществу посредников в осуществлении многочисленных операций, связанных с поиском и сбором необходимой информации для оценки кредитоспособности заемщиков и стоимости их обеспечения, подготовкой финансовой документации, осуществлением кредитного мониторинга и т. п. Источниками этого преимущества служат широкий доступ к разнообразной финансовой информации и наличие опыта ее финансовой экспертизы, экономия, обусловленная масштабами (economies of scale) производства при специализации, экономия транспортных расходов в результате продажи широкого ассортимента продуктов в одном институте, экономия от диверсификации деятельности. Позднее авторы дали иное название указанной экономии — экономия от разнообразил.

Приведенные характеристики деятельности финансовых посредников позволили авторам ответить на вопрос, почему подобные продукты и услуги производятся именно ими. Это объясняется достижением посредниками комбинированного эффекта от экономии при производстве финансовых продуктов и снижения трансакционных издержек их потребителей.

Информационный подход в теории финансового посредничества начал развиваться также в 1970-е годы под значительным влиянием работ ведущих теоретиков «информационной экономики», лауреатов Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джорджа А. Акерлофа (George A. Akerlof), Майкла А. Спенса (Michael A. Spence) и Джозефа Е. Стиглица (Joseph Е. Stiglitz). Они установили универсальность феномена асимметричности рыночной информации, ее присутствие на многих рынках. Асимметрия информации характеризует ситуацию,
в которой одни участники рынка информированы больше, чем другие.

Применительно к финансово-кредитной системе асимметрия информации означает, что продавцы и покупатели финансовых инструментов (активов) находятся в заведомо неравном положении, что позволяет продавцам вводить в заблуждение потенциальных покупателей относительно качества таких активов,
т. е. передавать неинформированной стороне неполную или искаженную информацию. В литературе различают два типа асимметрии информации в зависимости от того, существует такая асимметрия между сторонами до и на момент заключения контракта (ex ante) или она проявляется уже после его заключения (ex. post). Асимметрия первого тиса получила название неблагоприятный отбор (предконтрактная асимметрия информации), а асимметрия второго типа — название «моральный риск» (постконтрактная асимметрия информации).

Неблагоприятный отбор — ситуация, в которой одна сторона по договору (например, кредитор или инвестор) знает о финансовом положении продавца финансовых активов (заемщика или реципиента инвестиций) или о качестве его проекта меньше, чем продавец. Моральный риск — ситуация, в которой после заключения контракта покупатель актива хуже информирован о ходе его выполнения по сравнению с продавцом (наличие скрытой информации) либо не может наблюдать некоторые действия последнего (наличие скрытых действий).

Первыми учеными, которые применили идеи современной информационной экономической теории при исследовании финансового посредничества, были Хейн Е. Лилэнд (Hayne Е. Leland) и Дэвид X. Пайл (David Н. Pyle) . Они пришли к выводу, что наличие трансакционных издержек при всей их важности не может быть единственным объяснением существования финансовых посредников. В качестве первичной причины этого они указали на наличие информационной асимметрии. Обращение к асимметрии позволило им ответить также на вопрос, почему активность посредников характеризуется высокой долей заемных средств.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

29 сентября 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 29 сентября снижается
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 29 сентября снизилась на 0,25% и составила 45334,175 млрд руб.
19:35ГТЛК готовит программу облигаций на 500 млрд рублей
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,6436 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 79,3428 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 92,8111 руб.
19:00В сентябре предпринимательская уверенность в РФ снизилась в добыче, увеличилась в обработке - Росстат
18:56Индекс МосБиржи снизился на 0,6%, индекс РТС - на 1%
18:50Октябрьский объем экспорта зерна Россий ожидается на уровне 5,5-5,6 млн тонн
18:47Банк "Центр-инвест" выставил на 8 апреля 2021г оферту по облигациям серии БО-001Р-04 объемом до 713,9 млн рублей
18:47Ставка 29-го купона бондов ФСК 29-й серии установлена в размере 4,6%
18:43Обанкротившиеся индивидуальные предприниматели смогут быстрее вернуться в бизнес
18:37В августе объем просроченных более 90 дней розничных ссуд физлиц вырос на 5,4% - ЦБ РФ
18:28Бизнес Германии существенно снизил аппетит к риску - опрос Coface
18:24АКРА присвоило выпуску субординированных облигаций ГПБ на $250,25 млн рейтинг "A+(RU)"
ООО Консалт ПРОЕКТ/Бухгалтерские услуги/84852 95 70 30/Ярославль Бухгалтерские услуги, консультации юридическим и физическим лицам, оптимизация налогообложения, восстановление бухучета, регистрация Ооо и ип, аутсорсинг.

 

Купить отличные часы представительского класса по низким ценам руб. Часы "Grand Touring" Характеристики товара: