Биржевые новости

22 июня 2017 г.  09:53

Инерционный вариант стратегии трансмаша-2030 допускает экспансию иностранцев в РФ

Правительство РФ в целом одобрило стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, после доработки будет опубликован финальный документ, пишет "Коммерсантъ".

"Показатели отрасли будут зависеть от объемов ее поддержки - развитие пойдет либо по инерционному сценарию, и отечественные производители потеряют рынок в пользу зарубежных коллег, либо по умеренно оптимистическому с сохранением и ростом числа рабочих мест, объемов экспорта и доминирования отечественных производителей", - отмечает газета.

Решение утвердить стратегию было принято на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича 15 июня, сообщили изданию источники, знакомые с итогами встречи. В аппарате чиновника подтвердили, что документ "в целом одобрен, но дорабатывается в аппарате правительства по итогам состоявшегося обсуждения". Доработку подтвердили "Коммерсанту" и в министерстве промышленности и торговли РФ, курирующем разработку документа. По словам одного из собеседников издания, на нее отведено порядка двух недель.

В последней версии проекта стратегии, с которой ознакомилась газета, рассмотрены два сценария развития отрасли - умеренно оптимистический и инерционный. В инерционном предполагается захват рынка зарубежными производителями, которые перенесут производство высокотехнологичных комплектующих в Азию, сохранив на территории РФ лишь крупноузловую сборку. Это приведет к падению доли отечественных машиностроителей на внутреннем рынке до 59% в 2020 г. и 50% в 2030 г., сохранению незначительного объема экспорта и сокращению числа работников отрасли с 84,6 тыс. до 79,2 тыс. человек (83 тыс. человек в 2030 г.).

Умеренно оптимистический вариант предполагает, что доля российских производителей на внутреннем рынке к 2020 г. возрастет до 90% (к 2030 г. - до 92%), доля экспорта в объеме выпускаемой продукции достигнет 18% (в 2030 г. - 22%), количество работников возрастет до 89,6 тыс. (в 2030 г. - 93 тыс.) человек. Такой сценарий, в отличие от инерционного, требует господдержки, в том числе стимулирования локализации и реализации мер торговой защиты.

Системная проблема транспортного машиностроения, говорится в документе, отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав. В среднесрочной перспективе проблема в невозможности конкурировать с зарубежными производителями и в отсутствии отечественного производства высококачественных комплектующих. В проекте стратегии признается, что сложная ситуация в производстве грузовых вагонов сохранится до 2030 г. Потребность в их производстве в 2030 г. составит 40 тыс. единиц, но уже сегодня производственные мощности рассчитаны на 95 тыс., и загружены они на 59,3% (по итогам 2016 г.), а спросом обеспечено производство 35-40 тыс. вагонов.

Документ предусматривает масштабное развитие тяжеловесного движения, в том числе с внедрением на сеть уже в 2017-2020 гг. полувагонов и хопперов с нагрузкой 27 тонн на ось, пишет "Коммерсантъ". Для стимулирования локализации предлагается ограничить доступ совместных предприятий с зарубежным участием к государственным контрактам уровнем локализации производства 80% и предусмотреть ежегодную ревизию уже заключенных договоров. Также предусмотрено продление существующих субсидий, активная поддержка экспорта и субсидирование исключительно "прорывных" НИОКР.

Как сообщил собеседник газеты, знакомый с ходом совещания, со стороны А.Дворковича прозвучало замечание сжать документ, убрав лишнее содержание. Глава "СУЭК" Владимир Рашевский заявил о необходимости синхронизировать его с другими стратегическими документами отрасли. ОАО "Российские железные дороги" оспорило содержащийся в документе тезис, что у монополии нет долгосрочной инвестиционной программы обновления парка (в монополии от комментариев изданию отказались). Также прозвучало замечание, что сеть может быть не готова к массовому приему "инновационных" вагонов.

Собеседник "Коммерсанта", знакомый с документом, замечает, что в плане мероприятий, приложенном к стратегии, не предусмотрено никаких мер поддержки метрополитена или городского наземного транспорта - "сплошные железнодорожные вагоны", а последнее мероприятие, хотя стратегия охватывает период до 2030 г., датируется 2023 г.


Статьи, публикации, интервью...