Биржевые новости

24 июля 2017 г.  09:02

Содержание контрактной системы обходится бюджету в 78 млрд руб. - оценка ЦСР

Расходы бюджетной системы на содержание контрактной системы (регулируется положениями закона "О контрактной системе", 44-ФЗ) составляют не менее 78 млрд руб. в год, говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР), находящемся в распоряжении "Интерфакса".

"Прямые издержки бюджета на контрактную систему составили не менее 2,2 млрд руб. в 2015 году и 1,7 млрд руб. за 9 мес. 2016 года, - отмечается в докладе. - Однако выделить расходы на содержание контрактной системы достаточно сложно. Пока можно говорить только об экспертных оценках, сделанных на основе договоров, предмет которых был понятно связан с поддержкой работы контрактной системы".

В настоящее время к прямым затратам бюджета на контрактную систему эксперты относят затраты на разработку и эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС) в области закупок, затраты на обучение госслужащих, заказы на сопровождение закупок специализированными организациями и т.п.

В докладе ЦСР отмечается также, что контрактная система обременительна и для бизнеса.

"Из оборота поставщиков отвлекается оценочно до 53 млрд руб. (данные рассчитаны исходя из финансовых показателей электронной торговой площадки ЕЭТП - ИФ), которые в конечном счете входят в цену их продукции", - считают эксперты.

Ранее сообщалось, что в 2016 году экономия по закупкам в рамках 44-ФЗ составила 370 млрд рублей (данные Минэкономразвития) - среднее снижение цен по закупкам составило 8,5%. В том числе, благодаря закупкам с применением антидемпинговых мер (510 тыс. контрактов на 180 млрд рублей), прямым контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (930 тыс. контрактов на 542 млрд рублей).

В своем докладе эксперты предлагают в качестве меры по снижению издержек для поставщиков при работе с контрактной системой ввести критерий добросовестности при отборе поставщиков. То есть, по их замыслу, финансовые гарантии по исполнению госконтракта должны предоставляться только теми поставщиками, которые допускали нарушения при участии в закупках и в ходе исполнения контрактов. Остальных, добросовестных, поставщиков предлагается освободить от предоставления финансового обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Госзаказ

Законы о госзакупках и закупках госкомпаний должны быть заменены рамочным законом об основах контрактной системы, следует из доклада ЦСР.

"Чтобы восстановить правовое единство и сохранить многообразие закупочных операций, нужен закон об основах контрактной системы, - говорится в докладе. - Он установит общие принципы закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд организаций с государственным участием и прочих. Контрактная система должна перейти к правовой конструкции: единые принципы - множественность способов их реализации".

Основная критика экспертов ЦСР направлена на закон "О контрактной системе" (44-ФЗ).

"Изначально в этот закон вкладывали верные принципы: ориентир на достижение результата - закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д.", - отмечается в докладе.

В настоящее время, по оценке авторов документа, 44-ФЗ неэффективен, а его целевые установки носят декларативный характер. Так, этот закон не способствует развитию конкуренции, привлечению профессионалов, закупкам качественных товаров (работ и услуг).

"Госзаказ превращается в рынок монополий, - утверждают эксперты. - В 2015 году 2,6% заказчиков разместили 80% от всего объема госзаказа, а 3,5% поставщиков получили 80 % казенных денег".

По их оценке, доля закупочных процедур без конкуренции достигает 60% (3,3 трлн рублей) в сегменте 44-ФЗ и 80% - в сегменте 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует закупки госкомпаний).

"Профессионализация имитируется, к работе привлекают совместителей, подчас случайных людей, - говорится в докладе. - Заказчики ориентированы не на приобретение качественной продукции на лучших условиях, а на точное соблюдение правил".

Также в документе ЦСР указывается на изменчивость нормативного регулирования контрактной системы. По подсчетам центра, за время существования 44-ФЗ было принято 35 пакетов поправок к нему, еще 85 законопроектов находится на рассмотрении.

"Коллизии, пробелы, исключения из общих правил - нарастают, - считают эксперты. - Правоприменение перешло на письма ведомств, которых выпущено уже несколько тысяч, а широкое применение получило порядка 300. Правовая неразбериха провоцирует нарушения законодательства и скандалы вокруг госзаказа, организацию бизнеса по жалобам на заказчиков, текучку кадров в контрактных службах, достигающую по отдельным организациям 75%".

По мнению экспертов ЦСР, проекты федеральных законов, попадающие на рассмотрение в правительство, предлагают в основном либо усилить контроль за заказчиком и ограничить его полномочия, либо дать преимущества отдельным участникам закупок. "То есть правовая база контрактной системы не развивается, - утверждается в докладе. - Вносятся мелкие правки, которые не меняют ее сути, а проекты федеральных законов не решают основной задачи 44-ФЗ - повышения эффективности и результативности закупок для государственных и муниципальных нужд".

Для устранения перечисленных и других проблем контрактной системы ЦСР предлагает создать новую архитектуру контрактной системы, включая новую нормативную базу в виде закона об основах контрактной системы.

"Закон раскроет содержание принципов, а также введет новый понятийный аппарат, - считают эксперты. - Будут определены периметр контрактной системы, ее архитектура и сегменты. Контрактная система получит устойчивый правовой фундамент".

При этом правила проведения процедур определения поставщиков и планирование закупок ЦСР предлагает перевести на уровень подзаконных актов.

"Нужно отделить стабильную часть правовой системы от подвижной, корректируемой части, - говорится в докладе. - Прежде всего надо перевести на уровень подзаконных актов операционные вопросы: правила проведения процедур закупок, планирования, формирования и размещения информации. Одновременно расширить права заказчиков на разработку новых процедур закупок, включая новые правила размещения рамочных контрактов".


Статьи, публикации, интервью...