Биржевые новости

30 сентября 2017 г.  12:14

Правительство РФ планирует сместить господдержку транспортного машиностроения с грузового сегмента на пассажирский

Правительство РФ в ближайшие три года планирует сместить государственную поддержку транспортного машиностроения с грузового сегмента на пассажирский, следует из проекта федерального бюджета на 2018-2020 годы, размещенного в информационной системе Государственной думы РФ. Согласно документу, по 1,5 млрд руб. ежегодно предполагается заложить на субсидии предприятиям, выпускающим мотор-вагонный подвижной состав, еще по столько же в 2018 и 2019 гг. - производителям городского наземного электрического транспорта, чтобы они предоставляли скидки покупателям электричек, дизель-поездов, трамваев и троллейбусов.

О значимости такой поддержки говорили, в частности, в середине сентября на заседании президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в РФ, которое провел в Ульяновске президент РФ Владимир Путин. Сформировать соответствующие программы муниципалитеты и производители ранее предлагали как по трамваям, так и по электричкам, парк которых существенно изношен. В то же время субсидии для производителей грузового железнодорожного подвижного состава в проекте бюджета пока не предусмотрены, тогда как в последние годы поддержке этого сегмента уделялось значительное внимание, в том числе - на фоне запрета в РФ эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. В частности, было запущено субсидирование предприятиям части затрат на выпуск "инновационного подвижного состава" (вагонов с улучшенными техническими характеристиками), чтобы повысить его продажи "за счет скидки потребителям при условии списания грузовых вагонов". На эти цели в бюджете закладывалось в 2016 г. до 3 млрд руб. Еще до 7 млрд руб. решено было направить на субсидирование самих покупателей вагонов, а именно части затрат при приобретении подвижного состава. Это должно было снизить риск роста ставок на услуги ж/д операторов "в связи с необходимостью приобретения новых вагонов", а подвижной состав с улучшенными характеристиками станет более доступным для покупателей, отмечало правительство.

В 2017 г. объем программ государственной поддержки транспортного машиностроения составил 5,4 млрд руб., в том числе 5 млрд руб. - на субсидии покупателям грузовых вагонов, остальное - покупателям промышленных локомотивов. Причем, и вагоностроители, и производители маневрового подвижного состава надеялись на продление этих преференций, хотя чиновники министерства промышленности и торговли РФ и предупреждали, что акцент будет смещаться с универсального парка на специализированный.

В то же время осенью Минпромторг предупредил, что в будущем намерен перейти от государственной поддержки производителей железнодорожной техники к поддержке продаж определенной продукции. "Мы будем поддерживать в первую очередь ту продукцию, которую выбирает потребитель, которая пользуется наибольшим спросом, которая является наиболее технологичной и наиболее доступной", - говорил замглавы ведомства Александр Морозов. За счет этого министерство рассчитывает в несколько раз повысить эффективность использования средств для стимулирования спроса в отрасли.

К тому же в 2017 г. спрос по тем же вагонам стал восстанавливаться. Их производство в I полугодии выросло на 92,7%, сообщала Федеральная служба государственной статистики РФ. О планах закупки по несколько тысяч единиц нового подвижного состава в 2017 г., в частности, заявлял ряд крупных железнодорожных операторов, включая АО "Первая грузовая компания" (ПГК) группы UCL Владимира Лисина и "дочку" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК). Покупают новые вагоны и другие участники рынка.

В пассажирском же сегменте в этот период государственная поддержка чаще носила немонетарный характер. В частности, в 2016 г. в отношении пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании была введена нулевая ставка налога на добавленную стоимость на период до 2030 г. Это позволило основному заказчику - "дочке" ОАО "Российские железные дороги" АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) аккумулировать ресурсы, необходимые для приобретения соответствующего подвижного состава. В 2017-2018 гг. ФПК закупит у ОАО "Тверской вагоностроительный завод", входящего в состав "Трансмашхолдинга", 621 вагон, включая 106 двухэтажных.


Статьи, публикации, интервью...