Биржевые новости

20 декабря 2017 г.  17:47

Законопроект, уточняющий правила налогообложения КИКов, принят Госдумой во втором чтении

Госдума РФ приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс (НК), которые уточняют правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), а также положения о признании иностранной компании российским налоговым резидентом.

Законопроектом уточняются правила переноса на будущее убытков КИКов за 3 года, предшествующих 2015 году. По действующей норме, убыток, полученный компанией за этот период, может быть перенесен на будущие периоды и учтен при определении налоговой базы. Предлагается уточнить расчет такого убытка и предусмотреть возможность учитывать переоценку финансовых активов КИКов.

Так, предлагается установить, что совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды и определяемого сальдированием сумм прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за три года перед 2015 годом, может быть скорректирована на переоценку финансовых активов компании, которые находились в ее собственности на конец финансового года, предшествующего 2015 году, и переоценка которых по справедливой стоимости не признавалась в эти три года в составе прибыли или убытка компании до налогообложения.

Одновременно с этим разработчики предлагают сохранить возможность применения компаниями действующего порядка переноса убытка.

Часть поправок посвящена уточнению положений по признанию налогового резидентства юрлиц. Как отмечается в пояснительной записке к документу, реализация на территории РФ функций в рамках централизованного управления деятельностью иностранных организаций не должна приводить к признанию таких организаций налоговыми резидентами РФ. Для этого уточняется, какие функции не могут приводить к такому признанию.

Так, по российскому налоговому законодательству иностранные компании признаются налоговыми резидентами РФ, если они, в частности, ведут предпринимательскую деятельность в России через постоянное представительство, а также, когда местом их фактического управления признается Российская Федерация.

Законопроект уточняет, осуществление какой деятельности не признается осуществлением управления иностранной организацией в РФ. К такой деятельности предлагается отнести подготовку не только к проведению заседания совета директоров иностранной компании, но и других коллегиальных органов, а также контроль за ходом геологоразведочных работ и работ по добыче полезных ископаемых, осуществляемых за пределами РФ иностранной организацией.

Также уточняется, какая деятельность не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства в РФ. К ней отнесено осуществление на территории РФ управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда функций по управлению активами фонда. Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства, если она ведет ее через управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда.

Еще один блок уточнений касается порядка исчисления финансовых показателей КИК - участницы иностранной консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Налоговый кодекс РФ в настоящее время не содержит специальных правил определения налога для таких компаний. Предлагается, если КИК входит в состав иностранной КГН или определяет налоговую базу по налогу на прибыль совместно с другими лицами, не формируя при этом КГН, установить, что сумма налога с прибыли определяется как часть суммы налога, исчисленной в отношении группы. При этом устанавливается закрытый перечень принципов, по которым может распределяться сумма налога группы на ее участников - она рассчитывается либо пропорционально доле выручки КИК в совокупной выручке иностранной КГН, либо пропорционально доле прибыли до налогообложения, либо пропорционально доле чистых активов компании в группе. Изменять способ определения показателя можно не чаще одного раза в 10 лет.

Также устраняется необходимость дублирования подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли КИК от налогообложения, при многоуровневых цепочках владения в РФ, и контролирующим лицом компании, и тем лицом, через которое оно реализует свое косвенное участие в КИК. В настоящее время, если российское контролирующее лицо участвует в КИК исключительно через другое российское лицо, они оба должны подавать документы, подтверждающие освобождение прибыли КИК от налогообложения. Устанавливается право первого лица не подавать документы, если их подает второе лицо, при условии представления сведений об этой организации.

Законопроект уточняет понятие "деофшоризационные нормы" применительно к физлицам. Предлагается закрепить единый порядок налогообложения доходов при распоряжении физлицами ценными бумагами и другим имуществом или имущественными правами, полученными ими при ликвидации КИК, вне зависимости от способа распоряжения этим имуществом.

Ко второму чтению в законопроект была добавлена норма, уточняющая основания освобождения от налогообложения прибыли КИК, которая участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами).

Также ко второму чтению правительство внесло поправку, по которой предусматривается возможность не учитывать прибыль КИК при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в случае направления данной прибыли на формирование обязательных резервов, если обязанность по формированию таких резервов предусмотрена законодательством иностранного государства.

Правительство предложило уточнить особенности налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, предусмотрев возможность учета доходов (прибыли, выручки) независимо от того, приводит это к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка, в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Закон вступит в силу со дня официального опубликования. При этом предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 2016 года, действие положений, которые относятся к порядку определения прибыли КИКов за финансовые годы, начавшиеся в 2016 году, то есть за периоды, прибыль за которые подлежит отражению в составе доходов налогоплательщика - контролирующего лица за 2017 год и позднее, так как такие нормы улучшают положение налогоплательщика.

Кроме того, на правоотношения, возникшие с 2016 года, распространяется действие положений, которые относятся к порядку применения концепции налогового резидентства юрлиц.


Статьи, публикации, интервью...