Биржевые новости

29 января 2018 г.  18:45

Ответственность за нарушения законодательства об аудите следует закрепить в КоАП - Минфин

Минфин подготовил проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающих ответственности за нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с проектом.

Документ разработан по поручению президента РФ от 19 декабря 2015 года.

В настоящее время КоАП содержит ряд составов административных правонарушений, которые могут быть совершены аудиторскими организациями, аудиторами, при оказании аудиторских услуг - разглашение информации с ограниченным доступом, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля и другие, но в нем нет составов административных правонарушений, обладающих специальными признаками в части нарушений требований законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Подготовленным проектом предлагается установить административную ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и должностных лиц за совершение значительных и грубых нарушений законодательства РФ, регулирующего аудиторскую деятельность, для чего предлагается дополнить КоАП соответствующей статьей.

Так, согласно статье закона "Об аудиторской деятельности", коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юрлиц, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".

В случае нарушения организацией этого требования предлагается установить административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на юрлиц - от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

Кроме того, предлагается установить административную ответственность за выдачу предусмотренного стандартами аудиторской деятельности документа по результатам оказания аудиторской услуги лицом, не имеющим права на осуществление аудиторской деятельности и не соответствующим требованиям закона, а также за нарушение требования о независимости аудиторов и аудиторских организаций, в частности, установленных запретов на проведение аудита в ряде случаев.

Аудиторы по закону обязаны обеспечивать хранение документов и их копий, полученных или составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены или составлены, на территории РФ, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение сведений и документов, полученных или составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории РФ.

Кроме того, закон обязывает аудиторов информировать учредителей аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторам случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства РФ, либо признаках, либо риске возникновения таких случаев.

В случае, если проинформированные аудитором лица не принимают надлежащих мер по рассмотрению информации, аудиторы обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные госорганы.

За невыполнение названных выше требований закона предлагается установить штраф на должностных лиц от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей, на юрлиц - от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Законом требование сохранения конфиденциальности распространяется как на аудиторов, так и на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере аудиторской деятельности или функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их работников, саморегулируемые организаций аудиторов, их членов и работников, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну.

Проектом предлагается ввести штраф за разглашение аудиторской тайны на должностных лиц от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей от 40 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

По закону в случаях, если аудиторское заключение составляется без проведения аудита или по результатам аудита, но при явном противоречии содержанию документов, представленных и рассмотренных аудитором в ходе аудита, такое аудиторское заключение признается по решению суда заведомо ложным.

Предлагается установить административную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния) и предусмотреть в этом случае штраф на должностных лиц в размере от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, на юрлиц - от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Одновременно за подписание аудитором заведомо ложного аудиторского заключения, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства, планируется ввести уголовную ответственность.

Для этого параллельно с проектом поправок в КоАП разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

В проектируемой статье КоАП при определении размеров штрафов приняты во внимание размеры административных штрафов по ряду предусмотренных КоАП составов административных нарушений, имеющих сопоставимую опасность.

Проектом предусматривается введение в КоАП положений о составлении протоколов об административном правонарушении должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также в отношении отдельных нарушений должностными лицами Банка России (в пределах своих полномочий).

Рассмотрение дел о таких правонарушениях предполагается возложить на судей арбитражных судов, а также на мировых судей, исходя из подведомственности дел.


Статьи, публикации, интервью...