Биржевые новости

17 февраля 2018 г.  12:31

"Магнит" может активизироваться в сфере M&A после прихода ВТБ, но размер потенциальных сделок ограничен

"Магнит" может активизироваться в сфере M&A после прихода ВТБ, но размер потенциальных сделок ограничен - с учетом предельной доли рынка, установленной на уровне 25% для одного игрока, и укрупнения сетей. Для "Магнита" и для российского ритейла в целом более актуальны сделки внутри отдельных форматов (например, супермаркетов или гипермаркетов) или регионов, где федеральные игроки пока представлены слабо, считает гендиректор Infoline Иван Федяков.

"Большинство магазинов крупнейших ритейлеров расположены в европейской части страны, здесь сети плотно конкурируют друг с другом, и как раз тут, когда происходят или рассматриваются какие-то сделки по слиянию, могут возникать проблемы, потому что две сети могут тесно друг с другом в одном регионе пересекаться", - сказал он "Интерфаксу".

Даже если Федеральная антимонопольная служба согласует сделку по слиянию двух крупных ритейлеров, она выдаст предписание закрыть часть магазинов. "То есть ты заплатишь за все, а в реальности часть магазинов придется либо продать, либо закрыть. То есть это невыгодная сделка", - отметил И.Федяков. Он также указывает на эффект каннибализации, из-за которого часть магазинов придется закрыть уже по экономическим причинам.

"Конечно, возможностей для крупных сделок немного, можно сказать, что и сделка с ВТБ это подтверждает: контроль над розничной сетью получила банковская структура. Например, Х5, понятно, не дали бы слиться с "Магнитом", да и сама Х5 этого не захочет, потому что по многим регионам получит требование закрыть магазины", - считает И.Федяков. Активизация M&A-активности возможна с точки зрения покупки региональных игроков или сделок на уровне отдельных форматов, полагает эксперт.

"Если говорить о среднесрочном сценарии, конечно, стратегия "Магнита" может измениться, причем достаточно серьезно. Если изменения будут направлены в нужное русло, безусловно, следует ожидать усиления конкуренции, борьбу за лидерство. В данном случае, я думаю, Х5 будет нелегко удерживать лидерскую позицию, и мы еще увидим очень интересные события. Но не исключаю, конечно, что из-за потери такого сильного руководителя (Сергея Галицкого), который все-таки во многом строил компанию вокруг себя, "Магниту" будет очень и очень тяжело перестроиться", - отметил он.

На рынке российского ритейла было два противоположных подхода: Х5 времен Льва Хасиса, "которая скупала все подходящие активы", и "Магнит" С.Галицкого, который шел путем органического роста. "Это путь гораздо более долгий, но в какой-то период такая стратегия "Магнита" давала положительные результаты - он строил эффективную сеть, рос, эффективно конкурировал. Да, он рос более медленно, но, в конечном счете, он вышел на первое место", - напоминает И.Федяков.

"А вот потом, может быть, надо было менять стратегию и более активно участвовать в сделках M&A. Не исключаю, что приход финансового инвестора позволит эту ситуацию изменить, то есть "Магнит" уже не будет столь категоричным, как в свое время был категоричен Галицкий", - добавил он.

Ассоциация российских поставщиков Руспродсоюз также ожидает ускорения роста "Магнита" с приходом нового акционера. "Потенциал к многократному увеличению темпов роста и завоеванию лидерства на рынке, благодаря мощному финансовому ресурсу группы ВТБ, у компании, безусловно есть. Кроме того, мы не исключаем возможности ускоренной консолидации ритейлера с другими сетями в будущем", - сказал "Интерфаксу" исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.

Какую бы стратегию не выбрало новое руководство компании, главное, чтобы она отвечала принципам добросовестного поведения на рынке, обозначенным в кодексе добросовестных практик между ритейлерами и поставщиками, отмечает он.

Соглашение о покупке группой ВТБ 29,1% акций "Магнита" у С.Галицкого было подписано в пятницу. Сумма сделки составит 138 млрд рублей. Предполагается, что С.Галицкий сохранит около 3% акций ритейлера.


Статьи, публикации, интервью...