Биржевые новости

6 марта 2018 г.  08:52

Минэкономразвития хочет прописать принцип take or pay в ГК РФ, чтобы помочь проектам в газе, перевозках

Обновленная конструкция принципа "бери или плати" (take or pay), призванная простимулировать инвестпроекты в сферах газоснабжения и железнодорожных и морских перевозок, может быть прописана в Гражданском кодексе РФ. Поправки в ГК разработаны Минэкономразвития, сообщил "Интерфаксу" знакомый с документом источник.

Принцип take or pay, широко распространенный, в частности, в британском праве, в законодательстве РФ закреплен в положениях об абонентском договоре (ст.429.4 ГК). Однако его применение на практике затруднено, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Дело в том, что плата абонента квалифицируется как санкция за отказ от выборки согласованного заранее объема предоставления (take or pay распространен в поставках газа, и такой подход заложен в утвержденные правительством еще в 1998 году правила). Квалификация платежа как санкции позволяет уменьшать плату за минимальный объем потребления газа, если он не был востребован, по статье ГК "Уменьшение неустойки", разъясняет Минэкономразвития.

Кроме того, сама по себе норма об абонентском договоре предполагает фиксированную плату за возможность потребовать поставки определенных объемов, обычно такие соглашения содержат условие лишь о верхней границе поставок. А в конструкции take or pay, напротив, верхней границы нет, так как она завязана на интересе поставщика обеспечить необходимый минимум, при этом он не всегда готов обозначить максимальный объем, говорится в пояснительной записке. Законопроект же предполагает заключение договоров "бери или плати" по смешанному принципу. Он предусматривает возможность сочетания элементов абонентской платы за минимальные гарантированные объемы поставок (вне зависимости от объемов, выбранных заказчиком) с элементами рамочного договора, оговаривающего также сверхлимитный отбор объемов поставок.

Помимо общих задач, законопроект решает и конкретную проблему: в плане обеспечения транспортной доступности Калининградской области, утвержденном правительство РФ в прошлом году, прямо предусмотрена необходимость заключения с основными грузоотправителями долгосрочных соглашений на основе принципа take or pay, отмечают авторы документа.


Статьи, публикации, интервью...