Биржевые новости

20 марта 2018 г.  15:49

На горизонте трех-четырех лет санкционный эффект может иметь большие последствия для кредитования экономики, чем сейчас - S&P

Санкции сейчас не несут рисков для российских банков, но в дальнейшем эффект от них может сказаться на кредитовании экономики из-за структурных дисбалансов банковского сектора, считает рейтинговое агентство S&P.

"Санкции. Мы слово это слышим достаточно длительный период времени, и вроде бы все банки научились с этим как-то жить и привыкли к этим условиям. Если мы посмотрим на картинку сейчас, наверно, в моменте конкретного риска, который может существенно повлиять на кредитоспособность российских банков, нет. Если мы имеем в виду риск ликвидности, управления ликвидностью и выплатами, в том числе по внешнему долгу", - сообщил журналистам директор направления "Финансовые институты" S&P Сергей Вороненко.

Российским банкам в 2018 году предстоит погасить порядка $25 млрд внешнего долга, компаниям - еще около $70 млрд.

С.Вороненко добавил, что у российских банков и корпораций в условиях санкций происходит увеличение взаимозависимости. По его словам, доля средств корпоративных и розничных клиентов в пассивах банках сейчас составляет порядка 76-80%, что является достаточно высоким показателем.

S&P полагает, что в ближайшие годы будет наблюдаться риск структурных дисбалансов в профиле фондирования российских банков. "На горизонте трех-четырех лет этот санкционный эффект может иметь гораздо большие последствия для кредитования реального сектора экономики, чем мы видим сейчас", - отметил глава направления.

Он пояснил, что фактически сейчас банковский сектор достиг уже точки насыщения по предоставлению кредитных ресурсов крупнейшим российским корпорациям. Исходя из прогнозов по дивидендным политикам и капитальным затратам компаний, банковская система РФ будет не в состоянии финансировать эти потребности. Корпорации будут вынуждены искать другие источники инвестиций, или банки будут вынуждены увеличивать присутствие на рынках капитала, добавил эксперт. Он подчеркнул, что эти риски находятся за горизонтом 2018 года.

Российские корпорации, по оценкам, держат на депозитах в банках РФ порядка $168 млрд. Есть опасения, что они будут финансировать свои проекты за счет изъятия этих депозитов, отметил С.Вороненко.

В целом S&P полагает, что действующие и потенциальные санкции со стороны ЕС и США обусловливают дополнительную неопределенность относительно развития банковского сектора в России. "Недавняя кодификация санкций создала дополнительные барьеры для их отмены. В связи с этим мы по-прежнему полагаем, что действующие международные санкции, введенные ЕС и США в 2014 году, останутся в силе на протяжении горизонта нашего прогнозирования", - говорится в обзоре рейтингового агентства.

"Санкции по-прежнему будут ограничивать экономический рост России и способность крупнейших банков и компаний страны, включенных в санкционный список, привлекать финансирование на иностранных рынках капитала", - считает S&P.

По мнению агентства, такое влияние санкционных ограничений было компенсировано ростом розничных и корпоративных депозитов. "Однако темпы роста депозитов клиентов снизились примерно до 7% в 2017 году, и мы полагаем, что этот показатель будет еще ниже в 2018 году, принимая во внимание низкие процентные ставки и рост услуг, предоставляемых небанковскими финансовыми организациями-посредниками", - отмечается в обзоре.

"Дефицит внешнего финансирования особенно подчеркнул значимость депозитов российских клиентов, но объем средств из внутренних источников, на наш взгляд, является недостаточным для поддержки долгосрочного роста бизнеса российских банков. (. . .) Внутренние источники фондирования остаются ограниченными, недостаточно развитыми, краткосрочными и волатильными, что подчеркивает необходимость выхода банков на международные финансовые рынки", - считает S&P.


Статьи, публикации, интервью...