Биржевые новости

28 апреля 2018 г.  15:58

РСПП выступает против открытого перечня инсайдерской информации

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал готовящиеся поправки к закону об инсайде, предусматривающие открытый перечень инсайдерской информации для эмитентов и финансовых организаций, а также наделяющий сотрудников Банка России правом беспрепятственного доступа к помещениям проверяемых юрлиц и их компьютерам.

Глава РСПП Александр Шохин направил письмо с позицией бизнеса председателю думского комитета по финансовым рынкам Анатолию Аксакову и просит учесть позицию РСПП в работе над законопроектом

В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.

В РСПП считают, что расширение полномочий служащих регулятора не только создает предпосылки для коррупционного поведения при осуществлении проверочных мероприятий, но и может существенно затруднить деятельность компаний.

Для защиты прав и интересов компаний, а также исключения возможных злоупотреблений РСПП предлагает предусмотреть в законопроекте исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, а также установить ответственность Банка России за повреждение или уничтожение оборудования и информации, которые были допущены по вине работников в результате проверок.

Также бизнес против перевода регулирования вопроса использования инсайдерской информации с уровня федеральных законов на уровень нормативных актов ЦБ. Законопроект наделяет Банк России правом самостоятельно определять в каждом конкретном случае, является ли инсайдерской информация, не включенная в соответствующий перечень.

В письме отмечается, что инсайдерской может признаваться любая информация, появление которой предшествовало существенному изменению цены финансовых инструментов, валюты или товаров. Однако причинами существенного изменения цены финансовых инструментов могут являться такие обстоятельства, сведения о которых не всегда могли бы очевидно свидетельствовать о возможности наступления таких последствии, то есть обладатели этой информации могли не воспринять ее в качестве инсайдерской.

При этом в законопроекте отсутствует не только описание механизма оспаривания решения Банка России о признании какой-либо информации инсайдерской, но и допущение такой возможности в принципе. Таким образом, предполагается, что Банк России самостоятельно будет разрабатывать критерии отнесения информации к инсайдерской, сам же станет их применять (изменять, толковать) в порядке, разработанном самим Банном России, в том числе путем рассмотрения дел об административных правонарушениях в этой сфере.

"Наделение Банка России неограниченным объемом полномочий в совокупности с отсутствием законодательно закрепленного перечня инсайдерской информации создает значительные коррупционные риски, а кроме того, приведет к произвольному правоприменению и формированию противоречивой судебной практики", - говорится в письме А.Шохина.

Кроме того, в соответствии с действующим законом об инсайде, отнесение информации к инсайдерской обязывает эмитента раскрывать ее на сайте. Предусмотренное законопроектом делегирование Банку России новых полномочий, которые позволят регулятору относить к инсайдерской информации некоторые сведения, может навредить копаниям.

Например, ЦБ может признать инсайдерской и соответственно обязать раскрыть информацию, которая в условиях санкций со стороны США и ЕС может быть использована для усиления санкционного давления. Поправки противоречат закону, ограничивающему раскрытие корпоративных данных, которые могут быть использованы для ужесточения санкций.


Статьи, публикации, интервью...