Биржевые новости

11 мая 2018 г.  18:03

ФАС предлагает возродить "плавающие акцизы" для стабилизации внутренних цен на топливо

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) снова предлагает ввести "плавающие акцизы" для стабилизации внутренних цен на топливо на фоне существенного роста цен на нефть, сообщил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев.

По мнению И.Артемьева, нынешний скачок биржевых цен на топливо нельзя назвать беспрецедентным. "Это понятная история, растут внешние цены, что хорошо для нашего бюджета, вслед за этим подтягиваются внутренние. Внутренние примерно на 16% ниже экспортной альтернативы, это связано с тем, что мы на бирже регистрируем не только биржевую цену и цену нэтбека, но еще и цены внебиржевых, длинных контрактов. Эта цена ниже. И мы считаем ее абсолютно справедливой рыночной ценой", - сказал он.

"Розничные естественно растут (вслед за биржевыми). Но когда цена (на нефть) была $30/баррель, то они не росли так, теперь они выше. В целом по году мы можем уложиться в пределах инфляции", - отметил И.Артемьев.

Цены на топливо могут обогнать инфляцию, если значительно увеличатся мировые цены на нефть, пояснил И.Артемьев. "Если цены будут $120/баррель, то мы не уложимся в инфляцию. Но правительство не должно дремать в этой ситуации, потому что мы понимаем, что в последнее время были существенно увеличены акцизы. Поэтому мы предложили и доложили министру финансов Антону Силуанову возродить нашу идею плавающих акцизов, после пересечения определенной отметки на мировом рынке (цены на нефть), например, $90/баррель, акцизы соответственно уменьшаются на отчетную дату два раза в год. И таким образом внутренние цены будут стабилизированы за счет этого", - пояснил глава ФАС.

"То есть мы считаем, что при достижении высоких показателей экспортной альтернативы, акцизы нужно отменять в существенной степени. И таким образом стабилизировать внутренние цены", - заключил он.

Как уточнил "Интерфаксу" начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин, ФАС уже направила в Минфин свои предложения, касающиеся налогообложения в области торговли нефтепродуктами.

В письме антимонопольная служба предлагает снижение пошлин на нефтепродукты с перенесением налоговой нагрузки на НДПИ (или его эквивалент в виде НДД) рассматривать только с одновременным снижением акцизов (желательно до ранее обещанного уровня), с внедрением в последующем гибкой шкалы акцизов, привязанной к конъюнктуре цен на нефть и нефтепродукты.

"С принятием данного механизма все основные налоги в нефтегазовой сфере будут меняться сбалансировано с периодичностью в 1 месяц. Сейчас такая практика применяется в отношении ставок таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также в отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), размеры ставок на которые зависят от уровня и динамики цен на внешнем рынке. Применение аналогичного механизма установления акцизов унифицирует налоговую практику",- уточняемся в письме.

Акцизы могут быть дифференцированными, предлагает ФАС, но по видам продукции. Например, варьируя разрыв в пошлинах на бензин и на дизельное топливо, на авиакеросин стимулировать выпуск одних (более дефицитных продуктов) и не стимулировать выпуск продуктов, имеющих избыточное предложение. Аналогичным образом можно устанавливать дифференцированные (повышенные) акцизы на товары, составляющие основу для теневого оборота. Дифференциация акцизов по отдельным компаниям, либо по группам компаний недопустима, поскольку приводит (может приводить) к ограничению конкуренции.

"Вышеуказанный механизм установления налоговых ставок акцизов позволит: оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и на автомобильное топливо на мировых рынках; не допустить необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок; не допускать значительной волатильности цен, создающей угрозу устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и экономики в целом; обеспечить транспортную доступность населения нашей страны на уровне мировых показателей", - подчёркивает ФАС.

Антимонопольное ведомство напоминает, что, по данным Росстата, в РФ в 2017 году розничные цены на бензин Аи-92 повысились на 7,6%, Аи-95 - на 6,7%, дизельное топливо - на 9,9%. При этом индекс потребительских цен вырос на 2,5%. В 2018 году розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 повысились на 1,4%, на дизтопливо - на 2,3%. При этом индекс потребительских цен вырос на 1,1%.

На розничные цены существенное влияние оказывают цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте. По данным АО "СПбМТСБ", за 2017 год цена на Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 - на 7,2%, на дизтопливо летнее - на 5,47% и на авиационный керосин - на 18,22%. С начала 2018 года и по 26 апреля цена на бензины в опте выросла на 19,2%, на ДТ - на 15,4%, на авиакеросин - понизилась на 6,8%.

Однако, даже несмотря на такую динамику роста, в настоящее время цены на бензин на внутреннем рынке ниже, чем цены экспортного паритета (netback) на 16%, на ДТ - на 10%, на авиакеросин - на 6,1%, отмечает ФАС.


Статьи, публикации, интервью...