Биржевые новости

16 мая 2018 г.  10:12

"РЖД" оценивают строительство ж/д перехода на Сахалин в 540 млрд руб. - газета

ОАО "Российские железные дороги" по итогам актуализации в 2017 году технико-экономического обоснования (ТЭО) железнодорожного перехода на Сахалин оценило его стоимость без НДС в 540,3 млрд руб., в том числе мост - в 252,8 млрд руб., пишет "Коммерсантъ", ознакомившийся с деталями проекта.

"Оптимальным признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост, - 585 км", - отмечает газета. Кроме того, РЖД нужно вложить 92,1 млрд руб. в железные дороги Сахалина.

Проектные работы, по оценкам компании, займут три года (2018-2020 гг.), строительные - 5 лет (2019-2023 гг.). Представитель монополии уточнил изданию, что параметры "предварительные", а проект "находится в стадии проработки". В ходе анализа "Российские железные дороги" актуализировали проект ТЭО 2013 г.

Проект обсуждается давно. Планы по его реализации прописаны в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., Стратегии социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. Вопрос вновь был актуализирован после того, как на пленарной сессии Восточного экономического форума в сентябре президент РФ Владимир Путин отметил важность строительства перехода на Сахалин в контексте модернизации транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.

"Российские железные дороги" в 2018-2020 гг. планируют направить на проект 7 млрд руб., сообщала компания осенью в своих материалах, направляемых в правительство. РЖД отмечали, что строительство перехода позволило бы обеспечить "устойчивую транспортную доступность Сахалина", а также развивать на острове железнодорожное сообщение и портовые мощности. В проекте инвестиционной программы на трехлетку монополия закладывала в 2018 г. 1 млрд руб. (на проектные работы), в 2019 г. - 2,5 млрд руб., в 2020 г. - 3,5 млрд руб., уточняя, правда, что объемы вложений могут быть уточнены после подготовки ТЭО.

Однако в ноябре в интервью "Коммерсанту" замглавы Минтранса Алан Лушников отмечал, что проект предполагает грузопоток в размере всего 9,2 млн тонн к 2030 г. "Если говорить про груз, то на Сахалин - 5,9 млн тонн, а обратно - 3,3 млн тонн", - заявлял он, добавляя, что "не всегда эффективность измеряется тоннами".

В материалах же РЖД, по данным газеты, говорится, что к 2030 г. "в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина" грузовая база составит лишь 8,5 млн тонн. "Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с "восточного полигона", до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах", пишет в среду издание.

Сейчас глубоководных портов на Сахалине, кроме Пригородного (сжиженный природный газ, и нефть, связан с "Сахалином II"), нет, отмечает "Коммерсантъ". "Остальные потенциальные локации либо отрезаны от ж/д инфраструктуры, как порт Шахтерск "Восточной горнорудной компании" (ВГК; планы по перевалке - 20 млн тонн местных углей), либо мелководны, либо "зажаты городом", - приводит газета содержание документов "Российских железных дорог".

В 2017 г. появилась концепция строительства порта в Поронайске с терминалом на 24 млн тонн угля в год, напоминает газета. В апреле в интервью РБК совладелец порта Михаил Скигин говорил, что один из вариантов предусматривает угольный терминал в случае строительства моста на Сахалин. Глава ВГК Олег Мисевра обещал увеличить мощность своего будущего порта до 50 млн тонн, если построят мост.

Но в документах РЖД "оптимальным вариантом определен порт в районе залива Делангля (поселок Ильинский)", пишет издание. Общая стоимость проекта оценена в 100 млрд руб., из них 25-30 млрд руб. потребуется на инфраструктуру для перевалки угля. Увязка проекта с мостом, согласно документам, позволит "оптимизировать" затраты на 200 млрд руб. Инвестор Ильинского неизвестен. Собеседники "Коммерсанта" говорят, что он определится только по завершении ТЭО моста. По словам одного из них, Ильинский имеет преимущества: он расположен на узком перешейке острова, где можно проехать с одного берега на другой.

Но в целом глубоководный порт в Татарском проливе "выглядит совершенно необоснованным", отмечает источник газеты. "Для захода туда требуется обогнуть остров, зайти в территориальные воды РФ, "подняться" на север, в то время как проще пройти чуть дальше до Владивостока и сразу попасть на Транссиб. Проект больше похож на лоббирование интересов кого-то из экспортеров, скорее всего угольщиков", - сказал он.

В то же время источник "Коммерсанта" в угольной отрасли говорит, что перевалка дополнительных 30 млн тонн угля - перспектива "надуманная", в России нет крупных месторождений, которые уже не привязаны к портам отправки. Сам Сахалин может добывать в перспективе 15 млн тонн, но это преимущественно уголь в Шахтерске, а ближайшие свободные объемы - "не восточнее Хакасии".

"Оценка моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского. Часть этих трат - госсредства: 100 млрд руб. из федерального бюджета, 90 млрд руб. - от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд руб. - от Корпорации развития Сахалинской области", - пишет газета. Представитель ФРДВ комментариев изданию не дал, уточнив лишь, что сейчас его активы составляют всего 38 млрд руб.


Статьи, публикации, интервью...