Биржевые новости

31 мая 2018 г.  14:44

Минфин предвидит допрасходы бюджета при создании двух специальных административных районов

Минфин РФ предвидит необходимость дополнительных расходов бюджета в связи с созданием специальных административных районов (САР) в Приморском крае и Калининградской области - на островах Русский и Октябрьский, не соглашаясь с разработчиками законопроектов о САР из Минэкономразвития.

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с замечаниями Минфина при согласовании пакета законопроектов о создании САР, министерство указало, что, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", финансирование деятельности управляющих компаний спецрайонов будет осуществляться за счет средств бюджетов Приморского края и Калининградской области, однако законопроектом предусматривается, что финансовое обеспечение деятельности управляющей компании осуществляется в том числе за счет средств федерального бюджета.

Также в финансово-экономическим обосновании законопроекта утверждается, что в остальной части этого документа дополнительных расходов бюджетной системы РФ не потребуется. Между тем в законопроекте говорится об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, реализация функций которого, по мнению Минфина, повлечет за собой наделение дополнительными полномочиями существующего федерального органа исполнительной власти либо создание нового, что, в свою очередь, повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета.

Вместе с тем Минфин обратил внимание, что в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ возложение федеральным законом на субъекты РФ решения определенных вопросов и отнесение расходных обязательств по реализации указанных полномочий к расходным обязательствам субъектов РФ не освобождает Российскую Федерацию от полномочий по их реализации. В случае недостаточности собственных средств субъектов РФ дополнительная финансовая помощь предоставляется им Российской Федерацией.

Аналогично в финансово-экономическом обосновании к законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" утверждается, что его реализация не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Тогда как законопроектом в рамках регулирования отношений, связанных с предоставлением статуса международной компании обществу с ограниченной ответственностью, определением правового положения международной компании, прав и обязанностей ее участников, а также порядком ее реорганизации и ликвидации, предусматриваются полномочия уполномоченного органа, определяющего государственную политику в спецрайонах, и регистрирующего органа.

Реализация законопроекта в указанной части, по мнению Минфина, также повлечет за собой наделение дополнительными полномочиями существующего федерального органа исполнительной власти либо создание нового, что, в свою очередь, повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета.

С точки зрения Минфина, подготовленные проекты документов о САР содержат положения, противоречащие международным соглашениям.

В частности, законопроектом предполагается, что управляющая компания будет вправе оказывать услуги таможенного представителя юрлицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации проекта, в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для целей их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории САР или необходимых для осуществления исследовательской деятельности участниками проекта.

Наделение лиц статусом таможенного представителя производится в установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза порядке, который является единым для всех государств - членов союза, включая РФ. При этом кодекс не содержит положений, наделяющих государства - члены союза правом в рамках своего национального законодательства устанавливать иные правила присвоения упомянутого статуса.

В связи с этим положения законопроекта, по мнению Минфина, вступают в противоречие с кодексом.

По тем же основаниям, полагают в Минфине, нельзя согласиться с положениями законопроекта, которыми предусматривается наделение управляющей компании правом, "в случае оказания услуг" таможенного представителя, уплачивать таможенные платежи за иных лиц по их поручению.

По общему правилу, закрепленному таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством РФ о таможенном деле, плательщиком таможенных пошлин, налогов выступает декларант этих товаров. При этом таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных платежей с декларантом. В случае образования задолженности по уплате таможенных платежей ее взыскание производится с плательщика таможенных налогов и лиц, несущих солидарную с ним обязанность по их уплате, равно как и возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов производится плательщику.

Поэтому положение законопроекта, предусматривающее предоставление статуса таможенного представителя управляющей компании, наделение ее правом уплачивать таможенные платежи за иных лиц, представляется необоснованным и может повлечь существенные трудности как при взыскании задолженности по уплате таких платежей, так и при возврате излишне уплаченных сумм.

Минфин также считает необходимым учитывать, что введение режима налогообложения, предусмотренного для резидентов САР, может противоречить основной цели многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года, в рамках работы по присоединению к которой вносятся изменения практически во все действующие соглашения об избежании двойного налогообложения.

Такой целью конвенции является создание условий не только для устранения двойного налогообложения, но и несоздание условий для двойного неналогообложения через включение в соглашения об избежании двойного налогообложения положений, ограничивающих применение предусмотренных ими льгот.

В середине мая премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о планах скорого открытия САР с особым правовым статусом и особым налоговым режимом на островах Русский и Октябрьский. По его словам, лучшие практики передового правового регулирования, протестированные в экспериментальных зонах, будут распространяться на экономику в целом.

Ряд положений законопроектов о создании САР при межведомственном согласовании подвергли критике Минфин и ЦБ.

Основополагающий для САР институт - процедура перевода в спецрайон зарубежных активов путем перерегистрации иностранных компаний. Юрлица - резиденты САР получат особый статус международной компании, дающий возможность применения к ним более гибкого корпоративно-правового режима (учреждение в течение одного дня, конфиденциальность части сведений, упрощенная процедура ведения реестра, собственные правила для акционерных соглашений и сделок по отчуждению долей, возможность деления долей участия на классы с разным объемом прав, опция избрания членов совета директоров на срок до 5 лет и др.).

Резиденты САР будут платить налоги только с доходов в РФ, по желанию смогут вести отчетность только по международным стандартам. Доходы физлиц от работы по найму, полученные от резидентов САР, предполагается облагать НДФЛ по стандартной ставке 13% вне зависимости от длительности их нахождения на территории спецрайона.

По замыслу Минэкономразвития, статус резидента САР даст компаниям, помимо особого корпоративного и налогового законодательства, льготный режим с точки зрения соблюдения валютных норм.


Статьи, публикации, интервью...