Биржевые новости

23 октября 2018 г.  14:34

Для достижения цели по сокращению бедности потребуется усиление адресности соцподдержки

В результате кризиса 2014-2016 гг. уровень бедности в РФ поднялся с 10,7% в 2012 г. до 13,3% в 2017 г. Одновременно дефицит денежного дохода (сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов до прожиточного минимума) увеличился с 0,5% ВВП в 2012 г. до 0,8% ВВП в 2017 г., говорится в мониторинге, подготовленном РАНХиГС и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

После падения реальной заработной платы в 2015 г. (на 9% к предыдущему году) начался ее постепенный рост. В то же время восстановления реальных располагаемых денежных доходов пока не произошло. Несмотря на их начавшийся рост в августе они достигли лишь 87,6% уровня августа 2013 г. В результате уровень бедности в 1-м полугодии 2018 г. оставался выше уровня 2012-2014 гг.

Реализация сформулированной в указе президента цели - сокращения уровня бедности в 2 раза - предполагает не только рост реальной зарплаты и реальных доходов населения, но и трансформацию системы социальной поддержки населения для усиления ее адресности, отмечают эксперты РАНХиГС и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

По данным Росстата, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на реализацию мер социальной поддержки малоимущих в целом по России в 2017 г. составили лишь 0,31% ВВП (в 2016 г. - 0,27% ВВП). При этом расходы на выплату всех федеральных и региональных пособий и социальную помощь в 2016 г. достигли 3,1% ВВП.

Средний размер регулярных денежных выплат малоимущим из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016 г. был на уровне 884 руб. на человека (9,0% величины прожиточного минимума). При этом дефицит денежного дохода малоимущих домохозяйств составил в 2016 г. в среднем 3085,2 руб. на человека (31,4% величины прожиточного минимума), а дефицит денежного дохода малоимущих многодетных семей - в среднем 3683,4 руб. на человека (37,5% величины прожиточного минимума).

Таким образом, резюмируют эксперты, средние размеры регулярных социальных выплат малоимущим из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ невелики и не могут эффективно способствовать преодолению бедности.

"В последние годы в регионах России происходят активные изменения в предоставлении социальной поддержки, в частности, многие из мер становятся адресными, т.е. в качестве критерия, определяющего право на получение помощи, учитывается доход получателя или домохозяйства. За последние 4 года такие решения были приняты не менее чем в 34 субъектах Федерации и коснулись более 100 мер социальной поддержки (включая меры поддержки в натуральной форме)", - говорится в мониторинге.

Указанные изменения, с одной стороны, говорят о том, что бюджетные средства сосредоточены на наиболее нуждающихся. С другой стороны, учитывая слабую эффективность социальной поддержки малообеспеченных из-за низких размеров выплат, введение адресности может дать ресурсы для повышения размеров выплат за счет полученной экономии.

Однако, как показывает региональная практика, такие случаи достаточно редки. Лишь примерно треть случаев внедрения учета доходов в текущие социальные пособия и выплаты сопровождается каким-либо повышением размера выплаты, а существенное повышение (более чем на 15%) производилось лишь в 8% всех случаев. В 59% случаев размер не изменился, а в 7% случаях даже снизился.

"Для усиления адресности социальной поддержки используется в основном два способа. Во-первых, это изменение порога доходов, при котором человек или домохозяйство признается нуждающимся в поддержке. Во-вторых, ограничение круга имеющих право на социальную поддержку за счет введения дополнительных критериев отбора получателей", - указывается в мониторинге.


Статьи, публикации, интервью...