Биржевые новости

23 ноября 2018 г.  16:24

Ситуация на рынке заставит частные лизинговые компании войти в госреестр, считают в ЦБ

ЦБ РФ ожидает вхождения в государственный реестр 90% лизинговых компаний, частные игроки будут вынуждены это сделать под действием ситуации на этом рынке, считает советник первого зампреда Банка России Сергей Моисеев.

"Мы полагаем, что в состав госреестра войдет подавляющее число компаний и заметное число частных компаний, мы на это рассчитываем. Мы полагаем, что покрытие периметром составит порядка 90% активов. Это наше ожидание", - сказал С.Моисеев на конференции Fitch Ratings по лизингу.

Он отметил, что в течение нескольких лет ЦБ просто будет наблюдать за отраслью, после 2021 года подумает о сохранении этого наблюдения или о внесении дополнительных элементов регулирования. "Мы не предполагаем вмешательство в операционную деятельность этих компаний, а также вмешательство в их финансовую политику. На данном этапе наша задача - изучить состояние рынка", - пояснил он.

Правительство РФ недавно внесло в Госдуму законопроект о регулировании лизинговой отрасли. Документ вводит регулирование деятельности лизинговых компаний, определенных в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на нее. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, предлагается ввести саморегулирование.

ЦБ рассчитывает на принятие этого законопроекта Госдумой весной 2019 года, сообщил С.Моисеев. Он добавил, что значимость этого документа была отмечена на заседании правительства. Во-первых, лизинговая отрасль является достаточно крупной, плюс она выросла настолько, что может оказывать влияние на смежные с ней отрасли: в первую очередь, железнодорожные и авиаперевозки, некоторых производителей вагонов. Кроме того, этот сектор связан с другими финансовыми секторами: держателями обязательств лизинговых компаний в основном являются банки и пенсионные фонды. "Риски носят кросс-секторальный характер, то есть в случае проблем либо ЦБ будет вынужден спасать банки с пенсионными фондами, либо Минфин будет спасать сами лизинговые компании", - подчеркнул советник первого зампреда ЦБ.

Он добавил, что в периметр наблюдения регулятора в рамках нового законодательства попадут компании, напрямую или косвенно связанные с государством, и компании, получающие меры господдержки. Таких в лизинговой отрасли, по оценкам ЦБ, 85%.

По его словам, на вторую часть сектора, включающую в основном частные независимые компании и дочерние структуры иностранных лизингодателей, приходится порядка 15%. "Мы полагаем, что будет иметь влияние на них деловая среда, то есть мы предполагаем, что для них участие в государственном реестре не будет обязательным, каких-то карательных мер, каких-то санкций для них не будет, это исключительно их добровольный выбор, выбор их менеджмента, собственников", - сказал он, отметив, что эти компании в госреестр все же будут вынуждены войти. "У всех у них есть кредиторы, партнеры, клиенты. Как правило, компании, которые имеют особый статус, у которых есть отчетность, учет и так далее, у которых есть контролирующий орган, они воспринимаются как более надежные. Поэтому мы полагаем, что на рынке возникнет естественный процентный спред, процентный дифференциал стоимости фондирования компании, которая в государственном реестре, и компании, которая вне реестра. Условия фондирования, скорее всего, будут хуже, отношение будет соответствующее. Поэтому я думаю, что возникнут серьезные экономические стимулы у компании, которая формально не входит в госсектор, присоединиться к госреестру", - заявил С.Моисеев.

Генеральный директор "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) Сергей Храмагин отметил, что у крупных компаний уже есть политика управления рисками и внутренний контроль, развитие которых ЦБ видит в качестве основных целей принятия законопроекта. По его словам, история с регулированием отрасли началась после проблем у "ВЭБ-лизинга" из-за кризиса авиакомпании "Трансаэро". Он считает, что основным вопросом является определение понятия "лизинг", является ли это кредитом или арендой.

"Я так понимаю, что если идеальная модель, которую мы принимаем, что лизинг - это кредиты, то мы уходим в ЦБ, мы с коллегами всех разгоняем - зачем нам управление имуществом, сложные вещи - деньги вкладываем в ОФЗ, получаем нормальную доходность, я в хоккей днем играю, а не ночами, и лизингового бизнеса арендного нет. Вот в чем суть регулирования? Я могу ошибаться. Я ответа на этот вопрос не имею", - заявил С.Храмагин.

С.Моисеев ответил, что у ряда компаний, в частности, государственных, действительно существуют проблемы с ростом доли аренды на балансе. "Аренда на балансе ряда крупных компаний растет. Это вызывает беспокойство. Для нас, как ЦБ, который отвечает за риски, наверно, второстепенный вопрос - занимаетесь вы самолетами, вагонами и так далее, это уже ваш профиль деятельности, вам выбирать. Нас интересуют риски, риски измеряются с точки зрения потерь, маржинальности, капитализации", - сказал он.

"В принципе для ЦБ вы можете чем угодно заниматься, хоть торговлей на рынке картофелем, но важно, как вы фондируетесь, кто принимает ваш риск, какова ваша маржа и так далее", - отметил советник первого зампреда Банка России.

С.Храмагин спросил, неужели проблемы исчезнут, если все компании включить в госреестр.

"Сергей Николаевич, я вас правильно понимаю, что вы считаете, что вы сами по себе высокоэффективны, что когда было заседание правительства, ваш председатель наблюдательного совета и министр транспорта высказались положительно, то они неправы? То есть ваш работодатель неправ, а вы как наемный менеджер правы? Правильно я вас понимаю?", - заявил С.Моисеев.

"Звучит страшно, я не помню, когда последний раз так пугался. Да, такое может быть. Вы представляете!", - ответил С.Храмагин. На это С.Моисеев ему сказал: "Если вам не нравятся условия работодателя, пожалуйста, ради бога...".

"Занимайтесь арендой, хоть весь баланс арендой займите. Если у ГТЛК будут проблемы и она будет финансовые трудности с погашением долга иметь, то это будет проблема правительства и ЦБ, потому что ваши облигации распиханы по пенсионным фондам", - заключил С.Моисеев.


Статьи, публикации, интервью...