Биржевые новости

18 февраля 2019 г.  10:12

VW может заключить СПИК с "ГАЗом" на 13,7 млрд руб.

Немецкий автоконцерн Volkswagen (VW) в случае успеха продолжающихся переговоров о снятии санкций США с группы "ГАЗ" Олега Дерипаски может стать не только ее совладельцем, но и участником специнвестконтракта (СПИК) с государством.

Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров, совместные вложения, дополнительные к текущим 20,9 млрд руб. в рамках СПИК, составят 13,7 млрд руб. Они пойдут на локализацию на мощностях "ГАЗа" легкого коммерческого автомобиля VW Crafter, а также грузовиков линейки Traton AG (MAN, Scania, VW), новых тягачей "Урал" и грузовиков линейки Next.

Это дополнительные инвестиции в проект, помимо уже заявленных 20,9 млрд руб., которые "ГАЗ" в рамках подписанного СПИК направит на модернизацию и развитие модельного ряда в течение десяти лет. По данным газеты, партнер в лице VW будет привлечен в случае снятия санкций с группы "ГАЗ", а средства направлены на развитие производства среднетоннажных грузовиков "ГАЗ" и тяжелых грузовиков "Урал", а также выпуск новых моделей: легкого коммерческого автомобиля (LCV) VW Crafter и тяжелых грузовиков MAN.

О.Дерипаска и его ключевые активы, в том числе группа "ГАЗ", были 6 апреля 2018 года включены в SDN-список Минфина США. Его фигурантам закрыт доступ к финансовой системе США, американским гражданам и компаниям запрещено вести дела с ними. С "РусАла" и ряда других активов санкции сняли после отказа бизнесмена от контроля над ними, в отношении "ГАЗа" таких решений не принято, хотя вступление ограничений в силу отложено до 7 марта. В октябре 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщал, что обсуждаются варианты вывода группы из-под санкций, в том числе вхождение государства или других инвесторов, среди которых назывался VW.

Но источники издания полагали, что немцы могут пойти на это только уже после снятия санкций. Первый вице-премьер Антон Силуанов 15 февраля подтверждал, что переговоры о выведении группы из-под санкций продолжаются - и в их рамках структура "ГАЗа" может измениться. "Еще необходимо выполнить ряд внутрикорпоративных процедур, они еще не готовы, находятся в процессе реализации. Как только сможем эти процедуры выполнить, соответственно, будет обращение к соответствующим американским органам, которые принимают решение", - говорил он.

Сейчас в СПИК группы "ГАЗ" (газета ознакомилась с его параметрами) упоминаний немецкого автоконцерна нет. Однако в нем говорится о "компании-партнере". В частности, сообщается, что в течение двух лет с момента снятия санкций с "ГАЗа" инвестор и компания-партнер проведут переговоры о возможном сотрудничестве в части производства продукции и компания-партнер примет на себя обязательства в рамках контракта. При этом параметры инвестпроекта соотносятся с заявленными моделями.

Так, речь идет о производстве в режиме контрактной сборки с 2019 года тяжелых грузовиков максимальной массой 18-44 тонн, а также с 2021 года LCV с дизельным двигателем массой 3-5 тонн "в кооперации с компанией-партнером" (под эти параметры подходят как модели "Газель", так и VW Crafter). К 2024 году планировалось выйти на ежегодные объемы в 14 тыс. автомобилей и 10 тыс. штук соответственно. Собеседники издания на рынке отмечают, что запланированные объемы выпуска завышены с учетом объемов российского рынка и, вероятно, часть автомобилей планируется экспортировать. По данным "Автостата", в 2018 году рынок новых грузовиков вырос на 2,7%, до 82,3 тыс. штук, при этом продажи Scania увеличились на 17,1%, до 6,7 тыс. штук, MAN - на 7,3%, до 5,1 тыс. штук (грузовики VW в РФ не представлены).

Источники газеты полагают, что в части создания на "ГАЗе" грузового автомобиля в режиме контрактной сборки речь, скорее всего, идет именно о линейке Traton AG (MAN, Scania, VW). Из линейки самой группы под параметры подходят только автомобили "Урал", которые выпускаются в различных вариациях полной массой 13-48 тонн, но проект по созданию нового дорожного грузовика "Урал" полной массой 33-48 тонн (самосвал, тягач) вынесен в СПИК отдельно (его также планируется реализовать с компанией-партнером). По той же схеме запланировано создание нового городского и магистрального LCV Next категории N2, N3 (к категории N2 относится "Газон", N3 - "Урал").

В VW перенаправили вопросы в группу "ГАЗ", там параметры СПИК не комментируют. В Scania и MAN также перенаправили в "ГАЗ", отметив, что в 2017 году VW Truck & Bus (с сентября 2018 года Traton Group), в которую входят MAN Truck & Bus и Scania, подписала соглашение о намерениях с группой "ГАЗ" по изучению перспектив углубления локализации. В MAN добавили, что "Traton Group заинтересована в стратегических инвестициях в производство в РФ и изучает различные возможности для этого шага". В Scania сообщили, что заинтересованы в расширении промышленного присутствия в РФ и изучают механизмы господдержки коммерческого транспорта.

Минпромторг рассматривает и отдельную заявку VW на СПИК, в рамках которой концерн также хочет продолжить сборку на мощностях группы "ГАЗ", но продолжит инвестиции в производство только после снятия с российской компании санкций.

Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич полагает, что в случае снятия санкций с группы "ГАЗ" риски реализации проекта для иностранного инвестора минимальны, случаев повторного введения мер не было. Более того, отмечает юрист, работа с компанией, в отношении которой сняты санкции, менее токсична, чем с той, в отношении которой ходят слухи об их возможном введении.

О том, что грузовое подразделение Volkswagen AG - Volkswagen Truck & Bus рассматривает вхождение в капитал группы "ГАЗ", а также расширение сотрудничества согласно подписанному в июне 2017 года соглашению о намерениях, сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с планами сторон.

"Подписанное в июне соглашение о намерениях между VW Truck & Bus и группой "ГАЗ" предусматривает расширение сотрудничества во многих сферах. Сейчас компании рассматривают различные варианты, в том числе участие грузового подразделения Volkswagen в соответствующих проектах группы "ГАЗ", - пояснял собеседник агентства.

При этом, по его словам, примером такого сотрудничества является совместная деятельность немецкого автоконцерна Daimler и российского ПАО "КАМАЗ". "Volkswagen и группа "ГАЗ" обсуждают нечто похожее", - сказал тогда он.

В свою очередь гендиректор ООО "МАН Трак энд Бас РУС" (российская "дочка" производителя коммерческой техники MAN, входящего в группу Volkswagen) Питер Андерссон говорил в интервью "Интерфаксу" в ноябре 2017 года, что "в стратегии дивизиона Volkswagen Truck & Bus есть планы по переносу большого числа технологических операций в Россию".

По его словам, стороны рассматривали "множество различных вариантов касательно поставок различных компонентов". "У нас есть компоненты, которые представляют интерес с технологической точки зрения. В том числе мы рассматриваем возможность поставки различных компонентов для группы "ГАЗ" - достаточно важных для них", - отмечал глава MAN в РФ, выразив надежду, что "данное партнерство, среди прочих преимуществ, позволит нам получить статус российского производителя коммерческих автомобилей".

Отвечая на вопрос о возможном участии MAN в обновлении модельного ряда группы "ГАЗ", он сказал, что это "весьма отдаленная перспектива".


Статьи, публикации, интервью...