Биржевые новости

22 февраля 2019 г.  10:56

Практику налогового мониторинга могут расширить

Власти хотят расширить число участников налогового системы мониторинга, снизив требования к их активам и доходам для подключения к нему, а также стимулировать компании с госучастием заключать соглашения с Федеральной налоговой службой о проведении мониторинга.

Поручение Минфину совместно с заинтересованными органами госвласти подготовить до 15 марта предложения по расширению практики применения налогового мониторинга путем снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков дал глава правительства Дмитрий Медведев.

В настоящее время нормами заключения крупными компаниями соглашений о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками, так называемом налоговом мониторинге, предметом которого является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, установлено, что организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если сумма выплачиваемых ею за год федеральных налогов составляет не менее 300 млн рублей, суммарный объем годового дохода - не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов - не менее 3 млрд рублей. Глава ФНС Михаил Мишустин ранее сообщал, что компаний, соответствующих таким требованиям, более 1,8 тыс.

На данный момент с ФНС соглашения о налоговом мониторинге подписали 44 компании, половина участников - это нефтегазовый сектор. Среди них участники групп "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", "НОВАТЭК", "Роснефть", "Норильский никель", компании "Аэрофлот", "Интер РАО", "МТС", "Мегафон", РЖД, "Северсталь", "Газпром экспорт", представительство британской аудиторской компании EY в СНГ и другие.

Д.Медведев также поручил Минэкономразвития и ФНС совместно с заинтересованными органами госвласти и компаниями с госучастием проработать вопрос о возможности осуществления налогового мониторинга в отношении таких компаний. При необходимости поручается до 15 мая внести в правительство проекты директив представителям интересов государства в соответствующих компаниях.

Также премьер поручил проанализировать достаточность нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.

Мониторинг предполагает открытие компаниями налоговым органам доступа к своему налоговому и бухгалтерскому учету в режиме онлайн, предоставление первичных документов и пояснений по запросам налоговиков. Налоговый орган в свою очередь дает разъяснения по тем или иным налоговым рискам, исходя из информации, которую налогоплательщик предоставляет до заключения той или иной сделки, во время ее заключения, до подачи и после подачи налоговой декларации.

Позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов отражается в мотивированном мнении, которое он направляет налогоплательщику. Предполагается, что налогоплательщик выполняет его, отражая позицию налоговиков в налоговой декларации или подавая уточненную декларацию.

При наличии разногласий проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам налоговый орган должен уведомить организацию, было ли изменено мотивированное мнение.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о налоговом мониторинге, за исключением ряда случаев, например, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа.

Как отмечал М.Мишустин, при налоговом мониторинге трудозатраты компаний на сопровождение налоговых проверок снижаются на треть. Так, ФНС отмечает сокращение объема истребуемых документов: ежегодно на 9,4 млн листов, или 12 тыс. файлов.


Статьи, публикации, интервью...