Биржевые новости

15 апреля 2019 г.  09:09

ВЭБ собирается выкупить большой пакет акций "Мостотреста" у Ротенберга

ВЭБ.РФ может приобрести более чем блокирующий пакет одной из крупнейших строительных компаний - ПАО "Мостотрест" Аркадия Ротенберга, а также значительную долю в ООО "Группа компаний "1520" Алексея Крапивина (28,33%) и его партнеров, пишут "Ведомости" со ссылкой на знакомого акционеров группы компаний "1520", человека, участвующего в проработке сделки, источник, который знает о сделках от топ-менеджера ВЭБа, а также двух человек, которые знают о сделке с "Мостотрестом" от его сотрудников.

По данным издания, в каждой из компаний ВЭБ.РФ готовится выкупить от 30 до 49%. Это позволит госкорпорации получить самую большую долю в группе компаний "1520", а в "Мостотресте" она станет или вторым по величине, или даже крупнейшим акционером (94,2% ПАО "Мостотрест" принадлежит "ТФК-финанс", она на 100% принадлежит ООО "Стройпроектхолдинг", которое принадлежит А.Ротенбергу).

При приобретении свыше 30% в публичном акционерном обществе, которое не находилось в госсобственности, ВЭБ.РФ обязан сделать оферту остальным акционерам, говорит адвокат Иван Тертычный.

В зависимости от активов, которые войдут в сделку, ВЭБ может заплатить за доли в обоих строителях от 30 млрд до 130 млрд руб., говорит участник проработки сделок и подтверждает знакомый акционеров группы компаний "1520". "Может получиться и больше [денег]", - предупреждает он: продолжаются активные переговоры. Исходя из капитализации "Мостотреста" 12 апреля на Московской бирже в 27,3 млрд руб. 30-49% компании могли бы стоить 8,2-13,4 млрд руб.

Объявить о сделках могут на Петербургском международном экономическом форуме.

Представители ВЭБ.РФ и А.Ротенберга говорят, что не комментируют рыночные слухи, представители "Мостотреста" и ООО "Группа компаний "1520" отказались от комментариев.

Сейчас идет предпродажная подготовка, сказал человек, участвующий в проработке сделки: в сделку с группой "1520" будет включена "Бамстроймеханизация" (недавно перерегистрирована на "1520", следует из данных раскрытия). Сейчас в группу компаний "1520" входят три проектные компании - "Росжелдорпроект", "Ленгипротранс", "Дальгипротранс", а также пять строительных: "Бамстроймеханизация", Объединенная строительная компания "1520", "Форатэк энергострой", "Мостотряд-47", "Энергомонтаж".

Примерно восемь долгосрочных контрактов "Мостотреста" на содержание дорог планируется передать другим структурам, сообщает собеседник "Ведомостей", чтобы не пришлось делать дисконт, но не объясняет причины его появления.

Деньги у ВЭБа есть: если речь идет о вложениях в нефинансовые компании, они не снижают регулятивный капитал и несильно влияют на нормативы, говорит аналитик Fitch Александр Данилов, свободной же ликвидности у ВЭБ.РФ больше 130 млрд руб.

Сделку инициировал лично председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, говорят три собеседника газеты. Замысел его - в объединении строительных мощностей и финансовых ресурсов: одни называют это попыткой создать русскую Vinci (французский инвестиционно-строительный конгломерат, в том числе инфраструктурный), а иначе, предупреждают они, одолеют китайские и турецкие строители-инвесторы; другие склоняются к мнению, что ВЭБ будет работать как квазиминистерство капитального строительства.

Похоже на аналог советского Промстройбанка, отмечает федеральный чиновник, схема та же: банк был уполномочен кредитовать стройку в СССР, а строительные предприятия были у государства в собственности.

Это часть нового для России тренда - формируются инвестиционно-финансовые строительные холдинги, говорит человек, ознакомившийся с материалами ВЭБ.РФ: финансировать проекты ВЭБ может, не хватает строительных мощностей.

Больше похоже на Vinci, указывает партнер ВЭБа в проектах: для коммерческих проектов ВЭБу нужны качественные строители, конкурентоспособные в сравнении с турецкими и китайскими строителями.

И китайцы, и турки, замечает он, не только исполняют строительные работы, но и проектируют, и прорабатывают проекты, и часто их же финансируют.

Недавно ВЭБ уже объединил две свои "дочки" - Федеральный центр проектного финансирования, который специализировался на финансовой подготовке проектов, и "ВЭБ инжиниринг", занимавшийся проектированием, - в одну: "ВЭБ-инфраструктуру".

Для создания строительно-инвестиционного конгломерата выбор ВЭБа пал на ведущие компании в отрасли. "Мостотрест", известный прежде всего строительством Крымского моста, - крупнейший в России строитель мостов и один из крупнейших строителей транспортной инфраструктуры (строит еще и автодороги), а группа компаний "1520" - крупнейший строительный подрядчик РЖД. "Бамстроймеханизация" неоднократно получала крупные контракты от РЖД на работы на Восточном полигоне (модернизация БАМа и Транссиба), к примеру в 2014 г. крупнейший на тот момент в истории РЖД - на 133,5 млрд руб., а Объединенная строительная компания "1520" получила 27,9 млрд руб. на электрификацию дорог Восточного полигона.

У ВЭБа ключевая роль в нацпроектах, говорил президент Владимир Путин. Их финансирование превысит 25 трлн руб., только лишь комплексный план развития инфраструктуры - на 6,3 трлн руб., из которых половину даст бюджет. Располагая такими компаниями, ВЭБ сможет построить практически что угодно, от объектов электроэнергетики и промышленности до мостов и дорог, но приоритеты - инфраструктура, промышленность, городская инфраструктура, знает один из собеседников газеты. "1520" станет каркасом, на котором соберет своего строителя из кусочков ВЭБ", - говорит знакомый участника обсуждения сделки.

Сделка с "1520" может оказаться взаимовыгодной: ВЭБ получает доступ к понятным и достаточно надежным строительным мощностям, а другая сторона может ожидать гарантированного потока заказов и понятного источника их финансирования. ВЭБ - институт развития, развивать экономику можно и через капитальное строительство, а идея финансового плеча не лишена смысла, считает партнер ВЭБа: нацпроектами предусмотрена стройка от больниц и школ до дорогостоящей транспортной инфраструктуры.

Получить в акционеры ВЭБ для ООО "Группа компаний "1520" важно в том числе и для решения проблем с силовиками, говорит знакомый акционеров компании. С прошлой осени один из них, Валерий Маркелов (владеет 28,33% в компании), находится в СИЗО по обвинению в даче взяток бывшему полковнику ГУЭБиПК МВД Дмитрию Захарченко, а в марте Басманный суд заочно арестовал по ходатайству Следственного комитета России другого акционера, Бориса Ушеровича (28,33%). Еще один акционер, Юрий Ободовский, владеет 15,01%. Решения, чьи доли выкупит ВЭБ в "1520", пока не приняты, говорят собеседники издания: изучаются риски вторичных санкций после такой сделки.

У "Мостотреста" другая проблема: контракт на строительство Крымского моста заканчивается, а новых крупных заказов пока нет. Речь о концентрации компетенций в ВЭБе, а у "Мостотреста" они уникальные, сказал человек, знакомый с материалами госкорпорации.

Меморандум о финансовой политике позволяет ВЭБу инвестировать в отрасли из майского указа президента, а по решению наблюдательного совета - фактически куда угодно, говорит И.Тертычный. ВЭБ, войдя в эти компании, сможет затем докупить в них участие, выдать им кредит, докапитализировать - и заработать на выполнении нацпроектов, получая дивиденды, а через участие в органах управления - проконтролировать расходы компаний, отмечает И.Тертычный. По акционерному соглашению ВЭБ может стать контролирующим акционером, даже если формально не будет владеть контрольным пакетом акций, считает И.Тертычный, по предложению ВЭБа могут назначить и гендиректора.

В марте РБК сообщил, что "Газпром" готовится купить "Стройгазмонтаж", одного из своих крупнейших подрядчиков, у А.Ротенберга. Информацию об этом подтверждают три человека, близких к разным сторонам этой сделки. А.Ротенберг не планирует уходить из инфраструктурного строительства и терять контроль над "Мостотрестом", эта тема продолжает быть для него интересной, говорит его знакомый.


Статьи, публикации, интервью...