Биржевые новости

15 апреля 2019 г.  09:38

Судоходный бизнес обсуждает меры поддержки отрасли

Судоходные компании обсуждают возможность ограничения сроков эксплуатации нефтеналивных судов в качестве одной из мер поддержки отрасли, пишет "Коммерсантъ".

Консолидированного мнения бизнеса пока нет, общая позиция сообщества должна быть оформлена к 22 апреля на комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, отмечает газета.

По данным издания, меры поддержки судоходной отрасли стали предметом дискуссии на подкомиссии по морскому и речному транспорту РСПП. В том числе, на совещании рассматривались увеличение судового утилизационного гранта, обнуление акциза на дизтопливо или увеличение выплаты обратного акциза и другие возможности.

В частности, глава Московского речного пароходства (входит в AEON) Бахтиер Касимов предложил ввести запрет на эксплуатацию танкерного флота старше 40 лет, в том числе и под иностранным флагом. Он добавил, что подобные ограничения действуют в Израиле и ОАЭ. Глава Российской палаты судоходства Алексей Клявин напомнил, что ограничения для работы иностранных компаний потребуют принятия закона. Вместо этого он предложил снизить для новых высокотехнологичных судов портовые сборы и дать другие преференции, которые позволят конкурировать на рынке.

Первый заместитель гендиректора "Волготранса" Алексей Пальгов предложил не концентрироваться только на нефтеналивном флоте, а учитывать сухогрузный, пассажирский, служебно-вспомогательный. Но, считает А.Пальгов, нужно рассматривать вопрос с точки зрения развития отрасли. По его мнению, следует говорить об эксплуатационном периоде для каждого вида флота - как только судно его отработало, оно должно уходить.

Советник гендиректора "Роснефтефлота" Андрей Гузенко выступил против жесткого ограничения срока службы судна. Было бы правильнее сделать равнозначные возможности эксплуатации нового и старого флотов через налоги, страхование, заявил он. "Роснефть" - основной грузоотправитель для нефтеналивных грузов в европейской части РФ, компания также активно добивается скидок у ОАО "РЖД", что представители судоходной отрасли считают одной из основных причин падения ставок фрахта. По текущим ставкам рентабельно работать может только старый флот.

Наиболее жестко против отправки старого флота на слом высказался представитель "Башволготанкера". "Мы рассматривали вывоз груза с внутренних водных путей в прибрежные районы, не уходя в дальнее плавание. По факту вы построили суда "море-река", с таким классом вы можете ходить в моря и океаны, грузовую базу искать в других регионах. Сейчас получается, что в наш пирог залезли большие красивые современные суда", - подчеркнул первый заместитель управляющего директора компании Вячеслав Степанов. В "Башволготанкере" настаивают на том, чтобы выработать меры по стимулированию эффективной эксплуатации нового флота, а не ограничивать работу старого. Основная проблема - в снижении грузовой базы, и ограничение для возрастного флота ее не решит, считает В.Степанов.

Если возраст эксплуатации флота будет ограничен, бизнес некоторых компаний будет уничтожен, а в некоторых сегментах Россия останется вообще без флота, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Мера может вводиться точечно - например, в сегменте нефтеналивных и сухогрузных перевозок. Но в связи с выбытием флота ставки фрахта могут вырасти на 10-15%, что может быть критичным для грузоотправителя, тогда объемы просто уйдут на железную дорогу. Без регуляторных мер, ограничивающих применение скидок в рамках тарифного коридора ОАО "РЖД", такая мера вряд ли будет эффективна, а ограничения для ОАО "РЖД" чреваты снижением конкурентоспособности железнодорожного транспорта, считает М.Бурмистров.


Статьи, публикации, интервью...