Биржевые новости

19 апреля 2019 г.  10:29

Зачистка банков изменила бизнес по обналичиванию денег

Центробанк отчитался о сокращении сомнительных операций: в 2018 г. было обналичено 176 млрд руб. – в 1,3 раза меньше, чем годом ранее. Но теневой оборот наличных все равно присутствует, докладывал в тот же день руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин президенту Владимиру Путину. И рынок меняется: теневая продажа наличных из банковского сектора начинает смещаться в другие секторы, в частности в торговый, рассказывал он, признавая это большой проблемой.

Потоки сместились из финансового сектора в торговый, пишут "Ведомости", ссылаясь на собеседника-финансиста. По его словам, покупать наличные у торговых предприятий проще. Они ведут реальную деятельность, там большие поступления наличных, а среди потока добросовестных сделок отследить сомнительные очень сложно, тем более что часто они маскируются под обычные, продолжает он. В финансовом же секторе с обналичиванием ведет жесткую борьбу ЦБ – осталось немного игроков, готовых сдать лицензию за нарушение антиотмывочного законодательства, говорит собеседник "Ведомостей".

Сами банки этим уже почти не занимаются, все выставляют заградительные тарифы, особенно на переводы крупных сумм со счетов компаний на счета физлиц, подтверждает топ-менеджер небольшого банка: лицензию жалко, она дорого стоит. А у торговцев есть неучтенная выручка и контроль за ними ниже, объясняет он.

Купить наличные сейчас можно за 12%, говорит финансист. Если в схеме возникает НДС, который надо уплатить (или сделать вид), то цена 15–18%, без него – 12%, говорит топ-менеджер банка. Можно найти и подешевле, около 10%, замечает сотрудник налоговой службы, оказывающий услуги по обналичиванию.

Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин в начале апреля оценил среднюю комиссию за незаконное обналичивание в 14–15% – это "средняя температура по больнице", она колеблется "в зависимости от сезонности и от объема денег" и может подскакивать и до 25%. Сейчас ЦБ не наблюдает тенденции роста тарифов на услуги по незаконному обналичиванию средств, отметил Скобелкин. Теперь регуляторы взялись за "небанковские" схемы обналичивания.

В феврале, пишут "Ведомости", Росфинмониторинг разослал банкам и другим подотчетным типологии теневого обналичивания. Типологии носят информационный и рекомендательный характер, говорит представитель Росфинмониторинга: описанные в них схемы должны помогать банкам и другим участникам рынка лучше выявлять сомнительные операции, чтобы препятствовать их проведению. Все, кроме одной, касаются работы торговых предприятий.


Статьи, публикации, интервью...