Биржевые новости

24 апреля 2019 г.  12:55

В 2019 году нефтяные компании получат компенсацию демпфера из ФНБ в 400-450 млрд руб.

Параметры корректировки демпфирующего механизма и источники компенсации выпадающих за счет этого доходов бюджета, определенные в протоколе совещания о рынке нефти и нефтепродуктов, актуальны только на 2019 год, заявил Минфин РФ. В 2019 году по таким параметрам компенсация нефтяным компаниям из Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит 400-450 млрд рублей, подсчитало министерство.

"Применение таких параметров в 2020 году при высоких ценах на нефть приведет к выплатам компенсации нефтяным компаниям из ФНБ в размере 1,7 трлн рублей. Поэтому договоренности по демпферу на 2020 год пока не достигнуты", - заявила пресс-служба Минфина.

Россия с 1 января 2019 года перешла на новую систему налогообложения нефтяной отрасли. Она предусматривает продолжение "налогового маневра", введение понижающего коэффициента 0,833 к экспортной пошлине на нефть и пропорционального повышающего коэффициента 428 к НДПИ. Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает введение принципиально новой системы обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой, которая позволит снизить влияние мировых цен на нефть на внутренний рынок топлива. Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента. Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Главным условием демпфера является неповышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

Первоначально средняя оптовая цена на бензин Аи-92 была установлена в размере 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, на дизельное топливо (ДТ) - 50 тыс. рублей. При этом в формуле демпфера были две переменные: фиксированные надбавки в 5600 рублей за тонну по бензину и 5000 рублей по дизельному топливу. Эти переменные препятствовали обнулению демпфера, если цена внутреннего рынка будет ниже, чем цена экспортной альтернативы.

В январе и феврале из-за низких цен на бензин в Европе обратный акциз на нефть с демпфером по бензину стал прямым акцизом. Нефтяные компании вынуждены были заплатить в бюджет 10,2 млрд рублей по бензину. Правда, из бюджета они получили 10,7 млрд рублей по обратному акцизу с демпфером на дизельное топливо. В феврале выплаты нефтяникам по демпферу составили 10-15 млрд рублей. По оценкам Минфина, совокупные выплаты в 2019 году в текущих ценах на нефть составят 300 млрд рублей.

Тем не менее, по итогам серий совещаний было решено скорректировать демпфер. В частности, было решено отказаться от использования фиксированных надбавок в 5600 рублей за тонну по бензину и 5000 рублей по ДТ, которые появлялись, если цена экспортной альтернативы превышала целевую, при этом сами целевые цены были снижены на бензин до 51 тыс. рублей за тонну, на дизель - до 46 тыс. рублей за тонну.

Почти месяц ведомства искали способ компенсации выпадающих доходов бюджета от корректировки демпфера в размере 120-190 млрд рублей. Среди прорабатываемых вариантов: повышение НДПИ, против которого выступало Минэнерго, увеличение пошлины на средние дистилляты и субсидии из ФНБ, против которых был Минфин.

Наконец, в среду правительство опубликовало протокол совместного совещания у первого вице-премьера, министра финансов РФ Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака. Участники совещания договорились о введении надбавки к НДПИ и акциза на средние дистилляты, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета от корректировки обратного акциза на нефть с демпфером. Акциз будет введен по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты: "суррогаты" средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. При этом будут предусмотрены вычеты для тех нефтепродуктов, которые используются при бункеровке судов, дальнейшей переработке, производстве тепла и электроэнергии.

Фиксированная надбавка к НДПИ составит 75 руб./т при мировых ценах на нефть в диапазоне от $55-57 до $80 за баррель. При ценах на нефть от $80 за баррель и выше предусмотрено равномерное увеличение надбавки по формуле с 75 руб./т до 204 руб./т.

В протоколе также отмечается, что нефтяные компании взяли обязательство на фоне сезонного роста спроса снизить цены на дизтопливо до уровня октября 2018 года, "с учетом инфляции и увеличения ставки НДС".


Статьи, публикации, интервью...