Биржевые новости

30 апреля 2019 г.  18:26

Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%

В 1-м квартале доля жалоб на кредитные организации традиционно составила более половины от всех жалоб, поступивших регулятору (57,2%), говорится в сообщении Банка России.

В январе-марте ЦБ получил 39,8 тыс. подобных жалоб, что на 4,6% больше, чем за аналогичный период 2018 года, "Такая динамика объясняется, прежде всего, почти двукратным увеличением числа жалоб, связанных с депозитами, - чаще всего это проблемы с получением документов или информации по вкладу", - отмечает регулятор.

Всего в 1-м квартале 2019 года в Банк России поступило 69,6 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 1,5 тыс. (или на 2,2%) больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Сдерживающим фактором роста общего показателя жалоб по кредитным организациям стало снижение на 37,9% количества жалоб по ипотечному кредитованию, произошедшее на фоне преобладающей тенденции к снижению средневзвешенной ставки по ипотеке, наблюдавшейся в последние годы. Одновременно "на сокращение количества жалоб по ипотечному кредитованию могла повлиять активизация выполнения банками собственных программ реструктуризации потребительской задолженности на фоне ожидаемого рынком принятия закона об ипотечных каникулах", предполагает Центробанк.

Как показала статистика ЦБ, "наибольшую долю жалоб на кредитные организации составляют жалобы по вопросам потребительского кредитования (38%)".

"В 1-м квартале 2019 года сохранился тренд роста жалоб на микрофинансовые организации: регулятор получил 6,8 тыс. жалоб, что на 33,1% больше, чем в январе-марте 2018 года. Основной проблемой в этом сегменте остаются действия по взысканию просроченной задолженности - 52% от общего количества жалоб на МФО. При этом стоит отметить, что удельный вес данной категории жалоб постепенно снижается (за аналогичный период 2018 года доля жалоб на взыскание составила 60,7%). В то же время растет доля жалоб, связанных с превышением двух-, трех- и четырехкратного размера начисленных процентов по договору займа. По сравнению с 1-м кварталом 2018 года она выросла на 20 п.п., до 22%", - говорится в сообщении ЦБ.

В 1-м квартале 2019 года в отношении субъектов коллективных инвестиций поступило более 500 жалоб, что на 18,9% меньше, чем в январе-марте 2018 года.

"В отчетном периоде изменилась категория, на которую приходилось наибольшее количество жалоб в этой сфере. Так, если ранее почти половина жалоб (49,5%) относилась к тематике "Заключение, изменение, расторжение договора с НПФ", то в январе-марте 2019 года 68% жалоб были связаны с несогласием с переходом из ПФР в НПФ и между НПФ. Заявители жаловались на перевод средств в фонды без их ведома и согласия и в ряде случаев - на потерю инвестиционного дохода в результате смены пенсионного фонда", - отмечает регулятор.

В феврале 2019 года был отмечен резкий рост жалоб, связанных с кредитной историей, - в 2,4 раза по сравнению с январем, до 1,7 тыс. Получив с 31 января 2019 года возможность направлять запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) через Единый портал государственных и муниципальных услуг, граждане стали активно пользоваться данной услугой. В результате крупнейшие бюро кредитных историй зафиксировали резкий рост обращений, что привело и к увеличению числа жалоб. Всего за 1-й квартал 2019 года получено 3,5 тыс. жалоб по данной тематике, большинство из них касались вопросов получения кредитного отчета (45% от общего количества), а также неверного указания источника формирования кредитной истории и оспаривания сведений, содержащихся в кредитном отчете (33,5%).

В рамках поведенческого надзора подразделениями Банка России по итогам комплексных проверок, а также проверок внутренних документов и сайтов финансовых организаций проведено 25 надзорных встреч, направлено 98 рекомендательных писем. В результате кредитными организациями возвращено заявителям около 12 млн рублей, микрофинансовые организации вернули заявителям более 3,2 млн рублей излишне уплаченных денежных средств (или совершен перерасчет задолженности), 87 заявителям скорректированы кредитные истории.


Статьи, публикации, интервью...