Биржевые новости

30 мая 2019 г.  08:40

В РФ могут увеличить штрафы за несвоевременную подачу налоговых деклараций

Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) высказались за ужесточение штрафов за несвоевременную подачу налоговых деклараций, отреагировав на предложения Счетной палаты (СП) РФ, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с межведомственной перепиской. Другие идеи палаты - ввести подачу документов в налоговые органы исключительно в электронном виде и фактически вновь растянуть сроки камеральных проверок деклараций по НДС - не нашли поддержки в Минфине, а Минэкономразвития настороженно отнеслось ко всем трем инициативам.

Свои предложения по улучшению налогового администрирования СП РФ сформулировала весной 2019 года по итогам проверки работы УФНС по Москве и двух столичных инспекций в 2015-2018 годах. Палата попросила Антона Силуанова как первого зампреда правительства поручить министерствам подготовить предложения по исправлению недостатков, которые обнаружили проверяющие.

Ужесточение санкций

Сейчас за несвоевременную подачу налоговой декларации нарушителю грозит административный штраф от 300 до 500 рублей. Но затраты казны на привлечение его к ответственности, по данным СП РФ, в 5 раз больше - 2540 рублей, а потому налоговые органы нередко не делают этого. В ходе проверки СП РФ установила, что проверяемые подразделения ФНС поступили так почти в 333 тыс. случаев за 4-й квартал 2014 года - 3-й квартал 2018 года (в отчете не приводится информация, сколько это в сравнении с общим числом нарушений).

Поэтому, по мнению СП РФ, штрафы надо увеличивать (как именно, палата не написала).

Минфин и ФНС концептуально поддержала эту идею, рассказал источник, знакомый с позицией ведомств. Минэкономразвития считает возможным рассмотреть это предложение, но подчеркивает, что увеличение штрафов может способствовать росту финансовой нагрузки на бизнес, в том числе на малый и средний.

Электронный документооборот

Второе предложение СП РФ - обязать компании представлять налоговым органам запрашиваемые документы в рамках проверок исключительно в электронном виде в специальном формате. Сейчас компании вправе передать в инспекцию документы и по почте заказным письмом. Изменения, считают в СП РФ, позволят избежать ситуаций, когда проверяемая организация предоставляет ксерокопии документов на десятках тысяч листов.

Из трех ведомств концептуально поддержала эту идею только ФНС, да и то с существенными оговорками. Служба, как и Минфин, напомнила, что большое число документов, которыми обменивается бизнес, не имеют утвержденных форматов, что препятствует переходу на электронное взаимодействие. Потому введение новой обязанности по оцифровыванию документов в специальном формате создаст для них дополнительную административно-финансовую нагрузку. В Минэкономразвития вообще опасаются, что "новация может оказаться трудновыполнимой для ряда налогоплательщиков".

Поэтому, по мнению министерства, эта идея СП РФ требует дополнительной проработки и консультаций с бизнес-сообществом.

Сроки проведения проверок

Третья идея СП РФ касалась пересмотра сроков проведения камеральных проверок деклараций по НДС. В них задействована созданная в ФНС автоматизированная система контроля уплаты НДС (АСК НДС-2 в период проверки СП РФ, сейчас АСК НДС-3), которая начиная с 25-го числа текущего месяца анализирует сведения от налогоплательщиков и их контрагентов за предыдущий месяц.

Однако часть компаний сдает декларации с 3-го по 12-е число, обнаружила СП РФ, и срок проверки, как положено по закону, начинается с этой даты. В результате фактически проверка идет меньше, чем положено (два месяца сейчас, три месяца ранее). Поэтому СП РФ предложила внести поправки в законодательство и сделать так, чтобы все проверки деклараций по НДС начинались бы одновременно - с 25-го числа.

ФНС согласна, что это позволило бы повысить качество камерального контроля и обеспечить синхронизированный "перекрестный" анализ сведений из деклараций по НДС, в том числе предоставленных ранее отчетной даты. Служба поддержала идею концептуально, но оговорилась, что она требует проработки с точки зрения сроков фактического проведения проверок.

Минфин счел необоснованным ставить срок проверок в зависимость от применяемых программных продуктов при проверке. Минэкономразвития же напомнило, что только в прошлом году срок таких проверок был сокращен с трех до двух месяцев, и это решение было согласовано со всеми заинтересованными ведомствами. А реализация предложения СП РФ "может нивелировать" произошедшее сокращение сроков проверок, опасаются в министерстве.


Статьи, публикации, интервью...