Биржевые новости

30 мая 2019 г.  14:46

Настроения европейских компаний в России немного улучшились - опрос

Настроения европейских компаний в России незначительно улучшились в текущем году, свидетельствуют данные исследования "Стратегии и перспективы европейских компаний в России" проводится Международным институтом маркетинговых и социальных исследований GfK Rus по заказу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Комплексный индекс ГфК-АЕБ (бизнес-барометр), отражающий общее состояние бизнеса и настроения европейских компаний, работающих в России, подрос на 2 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 140 баллов из 200 возможных. Основной вклад в рост индекса внесло улучшение оценок макроэкономической ситуации в стране, перспектив развития бизнеса и краткосрочных ожиданий относительно экономики РФ.

Текущие показатели бизнес-барометра ГфК-АЕБ остаются в зоне положительных ожиданий и находятся на уровне 2018, 2017 и 2013 годов.

"Исследование АЕБ показало, что, несмотря на текущую геополитическую конъюнктуру, России удается сохранять доверие европейского бизнеса", - комментирует результаты исследования Александр Демидов, генеральный директор (СЕО) компании GfK Rus, чьи слова приводятся в сообщении АЕБ. "Результаты исследования едва ли вызовут "головокружение от успехов", т.к. бизнес-климат по прежнему страдает от целого ряда негативных факторов, как внешних, так и внутренних. Однако положительная динамика бизнес-настроений служит сигналом того, что европейские компании довольно успешно наладили работу в существующих условиях", - отмечает генеральный директор АЕБ Франк Шауфф.

По данным исследования АЕБ, основными причинами прихода на российский рынок и присутствия на нем являются большой объем рынка, его высокий потенциал и положительное развитие. 92%, 92% и 91% компаний соответственно отметили данные причины в качестве наиболее важных для своего бизнеса.

Большинство опрошенных европейских компаний в России (66%) отметили, что их оборот в 2018 году вырос по сравнению с прошлым годом. Этот показатель демонстрирует положительную динамику на протяжении последних трех лет. Снижение оборота по сравнению с прошлым годом отметили 11% компаний.

"В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что ситуация в экономике России и в собственном бизнесе не доставила неприятных сюрпризов европейским компаниям. Этому во многом способствовала макроэкономическая стабильность в стране. Большинство компаний (66%) отметили, что общее состояние экономики в начале 2019 года (первые 3 месяца) соответствует их ожиданиям", - говорится в сообщении АЕБ.

В то же время, как отмечают участники исследования АЕБ, ситуация "вокруг России" остается непростой. Из наиболее негативных для текущего бизнеса факторов европейские компании отмечают волатильность рубля (78%), политику США в отношении России (75%) и экономические санкции в отношении России (71%). Поэтому и оценки перспектив увеличения инвестиций в России в текущем году такие же осторожные, как и годом ранее. 17% компаний ждут увеличения размера инвестиций в своей отрасли в ближайшие 2-3 года. 28% - увеличения размера инвестиций в России в целом за этот же период.

Бизнес-культура и бизнес-среда в России по-прежнему оцениваются европейскими компаниями довольно скромно. К тому же больше половины опрошенных европейских компаний говорят, что не верят в улучшение ситуации с бюрократией, налогами/сборами и коррупцией. В то же время доля пессимистов среди представителей европейского бизнеса в России значительно снизилась - в среднем почти на 10 процентных пунктов по сравнению с результатами аналогичного исследования в 2014-2016 гг., когда на волне взаимных санкций росли опасения, что ситуация с коррупцией, налогами и бюрократией может только ухудшиться.

Также более половины компаний (57%) говорят, что обращались в суд по взысканию задолженностей, при этом большинство дел было успешными. При этом 29% компаний отметили, что у них никогда не было "плохих" долгов в России.


Статьи, публикации, интервью...