Биржевые новости

25 июня 2019 г.  11:55

Правила защиты трансграничных покупок россиян будут конкретизированны Верховным судом РФ

Верховный суд (ВС) РФ намерен уточнить критерии, по которым деятельность иностранных компаний подпадает под российский закон о защите прав потребителей, свидетельствует проект постановления пленума "О применении норм международного частного права судами РФ", который обсуждался во вторник. К числу этих критериев относится наличие сайта на русском языке, цен в рублях, а также продвижение среди российских пользователей.

Условия покупки товаров и услуг россиянами за границей могут предусматривать, что конфликтные ситуации должны разрешаться по иностранному праву. Гражданский кодекс (ГК) РФ устанавливает, что эти условия не должны приниматься во внимание российскими судами, если физическое лицо делало покупку для личных нужд и если его контрагент - профессиональная сторона - осуществляет свою деятельность в стране покупателя либо любыми способами направляет свою деятельность на ее территорию.

До сих пор понятие "направлять деятельность" оставалось без разъяснений, но теперь ВС РФ решил высказаться по этому поводу. Разработчики проекта постановления предлагают установить, что об этом может свидетельствовать маркетинговая активность, в том числе в интернете.

"Сайт в сети "Интернет" может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети)", - говорится в проекте постановления пленума.

В целом ВС РФ предлагает следовать западному подходу для оценки направления профессионалом, то есть продавцом, своей деятельности на территорию страны места жительства потребителя, говорит старший юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александра Хизунова. Она обращает внимание, что о такой нацеленности на российских потребителей продавца может свидетельствовать его сайт, если одним из его языков является русский, цены приведены в российских рублях. "Однако в настоящее время российские потребители успешно заказывают товары, работы, услуги с иностранных сайтов на иностранном языке и в иностранной валюте", - обращает внимание она.

По ее мнению, предложенный критерий русскоязычного зарубежного сайта и приведения цен в российских рублях является одним из возможных. "При этом во избежание ограничительного толкования на практике, следует конкретизировать, что все же использование русского языка, валюты не является первостепенным фактором. То есть существенным фактором, подлежащим оценке в этой связи, должен быть факт того, что иностранный интернет-сайт предлагает и побуждает заключить с ним дистанционный договор и такой договор был заключен (даже если язык сайта не был русским и валюта была не российской). При этом язык интерфейса Интернет-сайта и валюта не являются важными для предоставления защиты потребителю, который смог из России с этого сайта приобрести необходимые товары, работы, услуги. И в целом такой подход будет также в русле западной практики", - говорит она.

Проект постановления пленума ВС РФ отправлен на доработку.


Статьи, публикации, интервью...