Биржевые новости

1 июля 2019 г.  09:24

Погрузка на сети РЖД в июне сократилась на 8,25%, падение ускоряется

Среднесуточная погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в июне 2019 года составила 3,283 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 98,49 млн тонн в целом за месяц. В июне 2018 г. погрузка составила 3,578 млн тонн в среднем в сутки. Таким образом, в июне 2019 г. она снизилась на 8,25%.

Изначально в прогноз на июнь РЖД закладывали рост погрузки на 0,1% (до 3,582 млн тонн). Эту информацию озвучивал замглавы монополии Алексей Шило.

Компания с октября представляет статистику с учетом железных дорог Якутии, где является перевозчиком. При этом до конца прошлого года погрузка в республике считалась как "новый груз", поэтому сравнение шло с данными за тот же период 2018 г. только по сети "Российских железных дорог". С января 2019 г. статистика дается в сопоставимых цифрах (в показателях 2018 г. учитывается отправка грузов из Якутии).

В "старом" формате статистики в октябре РЖД отмечали рост на 0,3%, в ноябре - на 1,5%, в декабре - падение на 1,1%. В "новом" формате в январе вновь был зафиксирован рост - на 1,6% (3,4 млн тонн в среднем в сутки), в феврале он был минимальным - 0,1% (3,571 млн), в марте - 0,5% (3,655 млн).

Зимние "качели" показателя эксперты связывали с "особенностями учета погрузки на рубеже года". Между тем, в начале года "проседание" динамики было очевидно. Причем на апрель "Российские железные дороги" изначально верстали план погрузки с ее ростом на 1,3% (на уровне 3,686 млн тонн), говорил источник "Интерфакса", однако по факту этот показатель упал на 1,9% (до 3,57 млн тонн).

Согласно приводившимся монополией данным, в середине весны существенно замедлилась динамика погрузки основного вида грузов из перевозимых по железной дороге - каменного угля. "Сокращение роста погрузки в апреле вызвано и более ранним началом речной навигации, куда традиционно в теплое время года переключается часть строительных, нефтяных и других грузов. Кроме того, были широко развернуты ремонтно-путевые работы, что повлекло ряд ограничений по пропуску грузовых поездов", - также говорил представитель компании.

Кроме того, из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на фоне введения в отношении российского металла в Евросоюзе и США заградительных пошлин падала погрузка черных металлов. Объемы отправки зерна также оказались меньше ожидаемых из-за "исчерпания экспортных запасов внутри страны и высокой стоимости тонны российской экспортной пшеницы".

В мае негативные тренды еще более усилились: погрузка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). По итогам января-мая показатель ушел в "минус" (упал на 0,7%, до 532,1 млн тонн), хотя еще по итогам 4 месяцев динамика была слабо положительной - +0,1%. "Во-первых, (произошло - ИФ) очень серьезное снижение погрузки зерна. В мае (она - ИФ) сократилась на 67%. Строительные грузы - падение более 5%", - пояснял Шило.

"Также в связи с остановкой деятельности некоторых нефтеперерабатывающих предприятий и внеплановыми ремонтами на восьми крупнейших заводах второй месяц подряд отмечается снижение погрузки нефтяных грузов - в мае отставание составило 1,7 млн тонн (-8,6%)", - пояснял "Интерфаксу" представитель РЖД. Динамику не переломили даже дополнительные объемы перевозок, связанные с инцидентом на нефтепроводе "Дружба".

Июльский план работы "Российские железные дороги" вновь сверстан с символическим "плюсом" (+0,2%, 3,49 млн тонн в среднем в сутки), сообщал источник "Интерфакса".

На 2019 г. "Российские железные дороги" закладывали прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой Шило, "Российские железные дороги" видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

При этом в июне топ-менеджер говорил, что, несмотря на снижение погрузки в последние месяцы, "Российские железные дороги" пока не пересматривали прогноз погрузки. "Если посмотреть, за счет чего сегодня идет снижение, можно сказать, что это массовые грузы, и они очень сильно зависят от конъюнктуры на рынке. Это такие моменты, которые могут точно так же быстро поменяться обратно", - отмечал он.

"Например, Минсельхоз считает, что у нас в июле-августе пойдет существенный рост погрузки зерна. Соответственно, тот дефицит, который мы сегодня имеем по его перевозке, рассчитываем восполнить", - добавлял Шило. По углю, говорил замглавы монополии, существенно снижается отправка на внутренних направлениях, поскольку "пока нет необходимости завозить его на ТЭЦ" - "к зиме пока подготовка идет не полным ходом". "Мы считаем, что с июля-августа начнется уже завоз на электростанции, и мы получим рост погрузки внутри страны. Добавив сюда экспортные перевозки, рассчитываем, что в целом погрузка тоже будет расти", - говорил топ-менеджер.

"Большие ожидания связаны со стройкой: все-таки планируются большие средства на строительство инфраструктуры внутри страны. Мы рассчитываем, что начнется стройка в рамках нацпроектов. Мы получаем информацию от коллег, что финансирование на регионы поступает, там идут сейчас конкурсные процедуры, рассчитываем, что они завершатся в ближайшее время, и мы начнем стройку возить. Хороший предвестник больших строек - это перевозка цемента. Цемент у нас в течение всех пяти месяцев активно растет", - также отмечал топ-менеджер.

В целом, по словам замглавы "Российских железных дорог", как бы ни развивалась ситуация с погрузкой, компания "постарается ее использовать максимально эффективно". "Сейчас получается такая ситуация, что у нас очень серьезно загружено восточное направление, но при этом недозагружены северо-запад и юг страны. Соответственно, здесь пока идут работы, связанные с ремонтом инфраструктуры. Готовимся к тому, что когда погрузка пойдет, мы бы могли ее очень быстро освоить", - говорил Шило.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.


Статьи, публикации, интервью...