Биржевые новости

6 августа 2019 г.  11:12

Каждый пятый россиянин опасается потерять работу

Социально-экономическое развитие в значительной степени зависит от доступности так называемых "ресурсов развития" различным группам населения, говорится в мониторинге, подготовленном РАНХиГС и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Исследование показывает, что наиболее дефицитными ресурсами для российских граждан являются качественное образование и высокая оплата труда.

Исследование доступности ресурсов развития для различных социально-экономических групп населения основано на репрезентативном опросе 3000 респондентов в возрасте 25-65 лет (проведено в 2018 г.). При этом в качестве основных ресурсов развития приняты: наличие постоянной устойчивой занятости; рост зарплаты; рост профессионального статуса (вертикальная трудовая мобильность); повышение уровня и качества образования; повышение социального статуса; развитие социального капитала.

Образование высокого качества имеют лишь 11% респондентов. Еще 34% имеют образование, качество которого можно оценить "выше среднего". Таким образом, с точки зрения возможностей, которые дает хорошее образование, более 40% населения вполне конкурентны на рынке труда. Однако более половины респондентов имеют образование среднего или низкого качества, из-за чего их продвижение по направлениям, характеризующим социальное развитие, гораздо более проблематично.

Важной характеристикой качества образования является его востребованность - в частности, возможность эффективно использовать свои профессиональные навыки на рынке труда. По специальности или функционально приближающимся к ней профессиям работает 56,8% опрошенных.

Устойчивая занятость дает возможность поддерживать и наращивать другие ресурсы развития. Более двух третей работающих характеризуют свою занятость как устойчивую. В то же время каждый пятый опасается, что может потерять работу.

Самый высокий показатель устойчивости занятости демонстрируют не руководители, а специалисты высокой квалификации. Специалисты средней квалификации уступают двум названным группам, а технические служащие и рабочие, даже квалифицированные, ощущают угрозу потери работы в большей степени, отмечают эксперты РАНХиГС и института Гайдара.

Прослеживаются также возрастные различия в оценке людьми устойчивости своего положения на работе. Угроза потери работы растет с достижением работником 35 лет и дальше только усиливается, достигая максимальных значений в интервале 55-65 лет, т.е. в предпенсионном возрасте.

Работу не хуже имеющейся ожидает найти без особых проблем только треть занятых. В то же время 45% считают, что это будет сделать сложно, а еще 20,8% и вовсе полагают, что альтернативное трудоустройство невозможно. Чем моложе респонденты, тем поиск работы представляется им относительно более легкой задачей.

В целом о понижении социального статуса сообщает большее число респондентов по сравнению теми, кто говорит о повышении, говорится в исследовании. Социальная самооценка снизилась у низкостатусных групп, осталась неизменной - у среднестатусных и выросла у групп с высоким статусом. Тем не менее общественные настроения характеризуются скорее оптимизмом, поскольку на восходящие перемещения по социальной лестнице в будущем рассчитывает большая доля населения, чем та, что опасается нисходящих.

Запрос различных социальных групп на те или иные ресурсы развития оценивался, исходя из степени удовлетворенности располагаемыми ресурсами.

В целом наиболее острый запрос на ресурсы развития исходит от находящихся в средних возрастных группах служащих без высшего образования и рабочих, часто занятых не по специальности.

"Примерно 40% респондентов основным условием роста благосостояния, а вслед за ним и повышения доступности других ресурсов развития называют улучшение экономической ситуации в стране. По сравнению с этим фактором все другие, включая личные усилия, уходят на второй план. Среди ограничений социального развития респонденты часто отмечают недоступность качественного образования и низкий уровень оплаты труда", - резюмируется в мониторинге РАНХиГС и института Гайдара.


Статьи, публикации, интервью...