Биржевые новости

24 октября 2019 г.  14:25

Госдума приняла закон об уведомлении должников о передаче долга коллекторам через Федресурс

Госдума сегодня приняла без содержательных правок закон, требующий уведомления должников о передаче долга коллекторам через Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС, ЕФРСДЮЛ, "Федресурс").

Документ был доработан после того, как в январе 2019 года его отклонил Совет Федерации (СФ) из-за несогласованности с другими законами и возможным ростом затрат для граждан-должников.

Однако согласительная комиссия Совета Федерации и Госдумы сохранила в документе норму, обязывающую кредиторов извещать должников о привлечении коллекторов, публикуя соответствующее сообщение в ЕФРС. В реестр должны вноситься данные о кредиторе и коллекторе, номере и дате договора, по которому образовался долг, а также в нем должны быть паспортные данные и ИНН должника без публикации в открытом доступе. Эти данные предоставляются исключительно кредитору, коллектору и должнику, прошедшим авторизацию на сайте реестра по усиленной квалифицированной электронной подписи или паспортным данным.

Такие новации авторы ранее объясняли распространенностью ситуаций, когда должнику не называют данные коллектора, или привлекают к работе компании, не включенные в госреестр. Но в комитете СФ по бюджету сочли такое уведомление должников через ЕФРС избыточным, так как есть и традиционные способы - письмо, расписка.

Также комитет СФ опасался, что реализация закона может привести к дополнительным расходам граждан из-за роста затрат на обслуживание их кредитов. Они ссылались на то, что размещение данных в ЕФРС является платным.

Тем не менее в переработанном документе правило о возмездном размещении данных в реестре осталось. Также сохранилась норма о том, что в одном сообщении могут быть данные сразу о нескольких должниках, если взыскание по ним передается одному лицу.

Оставила согласительная комиссия в документе и норму, разрешающую компаниям и индивидуальным предпринимателям вносить в ЕФРС дополнительные сведения: о наличии права на обратный выкуп имущества, об ограничениях прав по договору, об удержании вещи и условиях прекращения права удержания, о поручительстве и т.д. Ранее комитет СФ по экономической политике говорил о неясности того, как эта информация будет соотноситься со сведениями из Единого госреестра недвижимости.

Вместе с тем в итоговом документе не оказалось нормы о правилах споров между конкурсными кредиторами в банкротстве. В отклоненном проекте говорилось о том, что конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе обжаловать решения судов, на которых основаны требования других кредиторов. Предполагалось, что тот или иной срок, отведенный на подачу жалобы, должен исчисляться с момента, когда кредитор или уполномоченный орган узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, но при этом они могли подать жалобу на конкурирующее требование только после принятия их собственных требований к рассмотрению.

Впрочем, изъятие этого правила из проекта не должно сказаться на правоприменительной практике. Ранее ВС РФ неоднократно высказывался о том, что право на обжалование судебного акта, на котором основано заявленное в деле о банкротстве конкурирующее требование, возникает у кредитора с момента принятия его собственного требования к рассмотрению судом.


Статьи, публикации, интервью...