Биржевые новости

10 декабря 2019 г.  18:16

В 1-м чтении депутаты приняли пакет законопроектов о защите инвестиций в РФ

Госдума РФ приняла в первом чтении пакет законопроектов, которые вводят в России механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также гарантируют инвесторам неизменность ряда налоговых и регуляторных условий.

Проект основного закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ", а также корреспондирующие поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы и другие законодательные акты были внесены в Госдуму в начале ноября. Законопроект предполагает работу компаний в России в рамках общего и проектного инвестиционных режимов.

Общий инвестиционный режим не предполагает заключения соглашений о защите инвестиций или минимального объема собственных инвестиций. При этом проект закона предполагает введение отсрочки на 3 года для всех нормативных актов или федеральных законов, которые ухудшают условия инвестиционной деятельности компаний.

Проектный инвестиционный режим вводит требования к минимальному объему собственных инвестиций, к общему объему проекта и предполагает заключение соглашений о защите инвестиций.

"Входной билет" для компаний, которые планируют вложиться в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, составляет 250 млн рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 1 млрд рублей). Для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики - не менее 1,5 млрд рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей). Для проектов в других отраслях экономики - собственные инвестиций в объеме не менее 5 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 25 млрд рублей).

В рамках проектного инвестиционного режима предполагается неизменность налоговых условий, но уже не на 3 года, как для всех инвесторов, а на весь срок реализации инвестиционного проекта.

Для крупных проектов - с объемом собственных инвестиций в объеме не менее 10 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 50 млрд рублей) - дополнительно могут быть гарантированы на выбор организации, следующие условия: формула расчета тарифа на услуги естественных монополий, вывозные таможенные пошлины - на срок от 6 до 20 лет; инвестиционные программы естественных монополий, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы - на срок до 3 лет.

"Инвестиционные амбиции у нас серьезные, они заданы поручениями нашего высшего руководства, мы рассчитываем на то, что у нас получится убедить инвесторов повысить доверие к нашей юрисдикции и найти искомые, как минимум, 30 трлн рублей, но ограничиваться мы этим не собираемся", - сказал, представляя законопроект перед депутатами, замминистра финансов Андрей Иванов. "А какие ожидания от реализации закона?", - поинтересовался спикер Вячеслав Володин. "Мы большую работу проводили с бизнесом, на самом деле на некие ожидания, которые мы предлагали от имени государства в виде стабилизации условий ведения бизнеса, мы портфель получили от крупнейших коммерческих компаний, от субъектов РФ в объеме около 70 трлн рублей", - ответил замминистра.

В ходе обсуждения на пленарном заседании депутаты задавали вопросы относительно судьбы действующих соглашений, прежде всего, о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях. Данный вопрос поднимали и несколько комитетов Госдумы в своих заключениях.

"Мы, безусловно, согласны с тем, что нужно проявить максимальную осторожность при дополнительном регулировании концессионных и ГЧП соглашений, но не обратить внимание на возникшую проблемную ситуацию мы не можем", - сказал замминистра и привел цифру в 3 трлн рублей - таковы предварительные оценки обязательств, взятых на себя государством как публичной стороной в рамках реализации концессионных и ГЧП соглашений.

При этом, по словам замминистра, по многим из проектов нет постоянных источников для коммерческой окупаемости. Кроме того, концессионные и ГЧП соглашения, напомнил замминистра, сейчас могут заключаться на неопределенный срок, соответственно, обязательства, которые принимает на себя государство и принимает на себя публичная сторона, они не урегулированы по срокам и безграничны с точки зрения государственной материальной ответственности.

Минфин предлагает не менять соглашения по проектам, которые действуют в рамках ГЧП и концессий, но провести их ревизию и установить сроки. "Нам действительно лучше не трогать те понятия, которые хорошо работают, это касается и ГЧП, и концессий", - сказал позже в своем выступлении глава РСПП Александр Шохин.

"Наверняка мы будем вносить большое количество поправок, уже из вопросов совершенно очевидно, что эти темы у нас будут присутствовать в диалоге с правительством", - отметил Володин. Спикер подчеркнул, что у участников обсуждения есть месяц для того, чтобы вернуться к обсуждению законопроекта во втором чтении.


Статьи, публикации, интервью...