Биржевые новости

21 декабря 2019 г.  09:32

Минфин РФ предлагает отказаться от параметров общего объема проекта в рамках СЗПК

Минфин РФ ко второму чтению законопроекта о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК) обсуждает идею отказаться от ограничений по общему объему бюджета проектов и оставить только размер собственных инвестиций компании, сообщил журналистам замглавы Минфина Андрей Иванов.

"Мы предлагаем отказаться от понятия общего объема бюджета проекта для того, чтобы не было соотношения между собственными средствами и общим бюджетом", - сказал он, добавив, что основным критерием предлагается оставить "голосование капиталом" со стороны инвестора. "А уж какой это объем проектов будет, ну, уж точно не меньше, чем то соотношение, которое мы задавали", - сказал Иванов.

Также замминистра отметил, что обсуждается идея постепенного снижения и самих "пороговых значений" инвестиций. "Мы будем снижать пороги по мере адаптации нашей системы принятия решений управления рисками к заключению соглашений по тем или другим отраслям", - сказал он.

Необходимость снижения требований к объему инвестиций озвучивали депутаты и представители бизнеса в ходе обсуждения законопроекта о СЗПК в рамках первого чтения в Госдуме. "Эти пороги не должны оказаться слишком высокими. То, что сегодня предложено в проектном режиме, действительно рассчитано в основном на крупные инвестиционные проекты. Нужно существенно будет поработать над снижением этой планки", - сказал ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Еще одна претензия бизнеса и депутатов - отсутствие координации уже действующих норм закона о концессиях и государственно-частном партнёрстве (ГЧП) с новым законопроектом. По словам замминистра Иванова, этот вопрос планируется решить следующим образом: для старых соглашений о ГЧП и концессиях ввести учет обязательств и рисков, не меняя соглашений, а для новых через 2 года будет введена унификация стабилизационных условий. "Предлагаемая унификация стабилизационных условий не распространяется на ранее заключённые соглашения (о концессиях и ГЧП) Все ранее заключённые соглашения остаются без изменений, мы их не регулируем", - уточнил замминистра.

По его словам, учет обязательств по уже заключённым концессионным соглашениям и ГЧП необходим, так как в РФ даже нет соответствующего государственного реестра. "Никто в РФ вам сейчас не скажет, сколько соглашений о концессиях, ГЧП в стране заключено", - сказал он. Учет возникших обязательств и рисков по соглашениям - как по старым, так и по новым - планируется передать в Федеральное казначейство.

Вопросы депутатов и бизнеса вызывало отсутствие в законопроекте норм прямого действия. Иванов отметил, что ко второму чтению планируется прописать сроки и основные элементы порядка заключения, изменения и расторжения соглашений. Будет более четко прописано понятие "существенных условий" соглашения. "Проведем дискуссию на предмет необходимости наличия ответственности инвестора, которой сейчас вообще не существует в какой бы то ни было форме. Финансовый аудит очень подробно пропишем, для каких целей он проводится", - сказал замминистра.

Еще одна обсуждаемая новация - на вхождение в режим СЗПК могут претендовать проекты, по которым принято решение об инвестировании после мая 2018 г. В принятом в первом чтении варианте новыми проектами признавались проекты, решения по которым приняты в 2019 г.

Также, по словам замминистра, с естественными монополиями сейчас активно прорабатывается вопрос дополнительных соглашений к СЗПК. В рамках первого чтения документа предполагалось, что для проектов с объемом собственных инвестиций более 10 млрд рублей может быть стабилизирована формула расчета тарифа на услуги естественных монополий. "Прорабатываем очень активно. Это некий аналог регуляторного контракта, но при условии, что регулируемая организация подписывает это соглашение. Может не подписать. В отношении регуляторных контрактов не действует заявительный порядок", - уточнил он.

Замглавы Минфина подчеркнул, что сейчас созданы рабочие группы по направлениям по доработке ко второму чтению законопроекта. "Мы надеемся, что к парламентским слушаниям, намеченным на январь (20 января), мы уже сможем предложить редакцию с учетом выполнения тех поручений, которые в постановлении Государственной Думы содержатся", - подчеркнул Иванов.

Принятый Госдумой в первом чтении 10 декабря законопроект о защите инвестиций предполагает стабилизацию ряда тарифных, таможенных и налоговых условий для инвесторов, которые заключат с государством специальные соглашения о защите - СЗПК. Претендовать на стабилизацию условий могут проекты, достигшие определенного порога собственных инвестиций.

"Входной билет" для компаний, которые планируют вложиться в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, составляет 250 млн рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 1 млрд рублей). Для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики - не менее 1,5 млрд рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей). Для проектов в других отраслях экономики - собственные инвестиции в объеме не менее 5 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 25 млрд рублей).

Для крупных проектов - с объемом собственных инвестиций в объеме не менее 10 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 50 млрд рублей) - дополнительно могут быть гарантированы на выбор организации следующие условия: формула расчета тарифа на услуги естественных монополий, вывозные таможенные пошлины - на срок от 6 до 20 лет; инвестиционные программы естественных монополий, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы - на срок до 3 лет.

В пояснительной записке к документу приводятся расчеты, согласно которым совокупный объем инвестиций в рамках новых инвестиционных проектов составит от 26 трлн до 39 трлн рублей в 2019-2024 годах.


Статьи, публикации, интервью...