Биржевые новости

29 января 2020 г.  12:55

РЖД: рост экспорта угля ограничивается низким спросом в ЕС из-за потребления газа и теплой погоды

Рост экспорта угля ограничивает низкий спрос на него в Европе при "сформировавшихся в целом благоприятных погодных условиях в 2019 г." и увеличившегося потребления в регионе природного газа, в том числе (сжиженного природного), говорится в материалах ОАО "Российские железные дороги".

В качестве еще одного фактора РЖД выделяют политику ЕС по сокращению потребления твердого топлива и замещения его возобновляемыми источниками энергии и природным газом.

В целом в 2019 г. отправка угля на экспорт по железной дороге выросла на 0,9% (до 208,3 млн тонн) на фоне "относительно стабильного спроса" на российский энергетический уголь на рынках стран Юго-Восточной Азии. "Вместе с тем, на положительную динамику также повлияло снижение тарифной нагрузки на угольные компании, осуществляющие экспортные поставки на европейский рынок через морские порты Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна", - отмечают РЖД.

В целом в 2019 г. погрузка каменного угля на сети РЖД уменьшилась на 0,8% - до 372 млн тонн (при общем сокращении отправки грузов на 0,9% - до 1,278 трлн тонн). Основное падение (на 2,9% - до 163,7 млн тонн) зафиксировано на внутренних маршрутах, в том числе за счет низкого спроса со стороны российских предприятий энергетики и ЖКХ (в январе-ноябре поставки сократились на 1,8%).

Монополия объясняет это уменьшением потребления угля для выработки электроэнергии в связи с теплой погодой и частичным перераспределением нагрузки по выработке электроэнергии с ТЭС на ГЭС. Правда, уточняют РЖД, в условиях пополнения запасов топлива к началу отопительного сезона в конце года поставки в сентябре выросли на 11,7%, в октябре - на 9%, в ноябре - на 7,1%.

В октябрьском проекте своего финплана на 2020 г. РЖД прогнозировали рост погрузки каменного угля на 3,4% - до 388,5 млн тонн, в том числе по РФ - на 1,2% - до 166 млн тонн, на экспорт - на 5,1% - до 222,5 млн тонн. Повышение объема отправок за рубеж монополия в первую очередь связывала с "прогнозируемым отраслевыми экспертами и крупнейшими компаниями увеличением добычи угля в России на фоне ожидаемого снижения в США и Колумбии".

"В соответствии с прогнозом Агентства энергетической информации США (Energy Information Administration) в 2019 г. ожидается снижение добычи и экспорта угля в США на 15% и 15,3%, соответственно, в 2020 г. - на 8,8% и 4,7%, соответственно. По данным правительства Колумбии, в 2019 г. в стране ожидается снижение добычи на 5%, при этом в 1-м квартале 2019 г. рост составил 6,5%, за 2-й квартал - уменьшился на 4,5%", - писала монополия.

Также увеличению погрузки угля на экспорт будет способствовать сохранение повышенного спроса на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Китае на фоне роста выработки электроэнергии и производства кокса и Японии в условиях замещения российской угольной продукцией поставок из Австралии и Колумбии, а также в Турции и Финляндии на фоне роста производства электроэнергии, добавлял перевозчик.

Кроме того, в числе факторов, определяющих динамику РЖД отмечалось наращивание мощностей по перевалке угля в портах РФ. Увеличению погрузки будут способствовать запуск 3-й очереди АО "Порт Восточный" мощностью 18,8 млн тонн в год, а также дальнейшее наращивание мощностей терминала АО "ОТЭКО" в порту Тамань до 50 млн тонн к 4-му кварталу 2020 г. (погрузка осуществляется с ноября 2018 г.), отмечали РЖД.

"Рост поставок на экспорт ожидается также на фоне низкой грузовой базы июня-августа 2019 г., обусловленной введением в июне 2019 г. ограничений на вывоз каменного угля по отдельным направлениям, а также установлением с июля 2019 г. режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области после наводнения", - добавляли РЖД. На 2021 г. прогноз погрузки каменного угля был сформирован на уровне 400 млн тонн (+3%), в 2022 г. - в 415 млн тонн (+3,8%).


Статьи, публикации, интервью...