Биржевые новости

31 марта 2020 г.  14:37

В этом году снижение авторынка в РФ составит 3% без учета коронавируса и распада сделки ОПЕК+ - EY

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 году в РФ упадут на 3% - без учета влияния коронавируса и распада соглашения ОПЕК+, говорится в исследовании EY о состоянии авторынка РФ и стран СНГ.

Компания напоминает, что в 2019 г. в связи с замедлением экономического роста, снижением цен на нефть, падением курса рубля и, как следствие, снижением потребительской активности российский авторынок снизился на 2,3%. "Негативное влияние на спрос оказало снижение объемов государственной поддержки покупателей, рост цен на автомобили выше уровня инфляции - в среднем на 9% - из-за девальвации рубля и роста НДС до 20%", - отмечает EY в исследовании.

Компания прогнозирует, что в текущем году падение авторынка продолжится из-за сохраняющихся макроэкономических рисков и очередной индексации утильсбора, из-за которой будут дорожать импортные и низколокализованные машины. "В 2020 году падение продаж может продолжиться и составить 3%. Прогноз учитывает сложившиеся макроэкономические тенденции и умеренные ожидания экономического роста без учета значительных колебаний цен на нефть и курса рубля", - говорится в исследовании EY.

На структуру рынка, по мнению компании, может оказать влияние внедрение дифференцированного подхода к промышленным субсидиям со стороны государства, вследствие чего производители автомобилей с низкой локализацией в большей степени будут вынуждены включать в цены увеличение утильсбора.

Предпосылками роста российского авторынка EY называет топливную базу страны (РФ заняла второе место в мировой добыче нефти в 2019 г.), растущую протяженность дорог (РФ входит в пятерку стран-лидеров по протяженности дорог), развитие каршеринга (растут корпоративные закупки автомобилей, в основном - для Москвы), самую большую в Европе численность населения, крупнейший в Европе автопарк (всего в РФ - 54,2 млн автомобилей, включая LCV, большегрузы и автобусы). Ожидаемый рост российского автопарка, по данным компании, составляет 2% в год.

В числе рисков для рынка компания отмечает замедляющие рост экономики санкции, зависимость от цен на нефть, невысокий ВВП на душу населения ($29,8 тыс. в РФ против $46,6 тыс. в Западной Европе за 2019 г., по паритету покупательной способности), административные барьеры и дорогие кредиты (со ставкой порядка 9,5%).

Как отмечается в исследовании, по итогам 2019 г. российский авторынок сохранил 11 место в мире и пятое - в Европе. Тем не менее, с 2012 г., который стал самым успешным в истории отечественного авторынка с точки зрения продаж, позиции РФ в мировом рейтинге по объемам продаж автомобилей значительно ухудшились.

В исследовании отмечается, что российский авторынок консолидируется, крупнейшие игроки с собственным производством наращивают доли. В частности, лидерами рынка на протяжении последних лет неизменно являются модели Lada, Kia, Hyundai и Renault. Компания ожидает, что консолидация рынка в пользу массового сегмента продолжится "по причине направления наибольших объемов государственной поддержки российским и высоколокализованным автопроизводителям как в части поддержки спроса, так и субсидий". "Кроме этого, перечисленные бренды предлагают рынку широкую продуктовую линейку и доступные кроссоверы, спрос на которые характеризуется самыми высокими темпами роста по сравнению с другими классами", - говорится в материалах исследования.

Компания также отмечает рост продаж автомобилей премиум-класса, таких как Merсedes-Benz и BMW. "Сегмент менее чувствителен к экономическому спаду, в результате роста в 2019 году его рыночная доля увеличилась до 10% с 8% в 2018 году", - констатирует EY.

Вслед за сокращением продаж автомобилей в 2019 году российское производство также продемонстрировало спад на 1,2%, указывается в исследовании.

Анализируя это, компания подчеркивает, что существенное сокращение рынка и производства после 2012 года привело к недозагрузке мощностей, которые оставались избыточными вплоть до 2019 года, имея загрузку менее 50%.

"В течение последних двух лет произошло перераспределение мощностей между производителями - закрылись компания "ДерВейс", заводы по производству Ford в Татарстане и Ленинградской области с общей мощностью 492 тыс. автомобилей в год. В то же время в 2019 году были запущены новые заводы Haval (мощностью 150 тыс. ед. в год) и Mercedes-Benz (мощностью 20 тыс. ед. в год). Также объявлены планы по открытию заводов Sollers-Isuzu в 2021 году и "Юнисон" с потенциальной мощностью 7 тыс. ед. и 98 тыс. ед. автомобилей в год соответственно", - констатирует EY со ссылкой на открытые источники.

Компания также отмечает, что экспорт продукции автопрома из РФ в 2019 г. вырос на 12% и достиг $3,8 млрд, впервые превысив пиковый докризисный уровень 2013 г. ($3,7 млрд). При этом 44% экспорта пришлось на автокомпоненты.

Экспорт автомобилей и CKD-комплектов вырос на 18% и достиг $2,1 млрд, легковых автомобилей и LCV - на 24% (до $1,6 млрд), грузовиков - на 6% (до $0,4 млрд). Экспорт автокомпонентов вырос на 6%, до $1,7 млрд.

"Экспорт автопрома на 13% превысил оптимистичный сценарий, зафиксированный в Стратегии развития экспорта автопрома до 2025 года ($3,4 млрд), за исключением сегмента грузовиков", - отмечает EY.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский авторынок в 2019 г. сократился на 2,3% - до 1,76 млн легковых автомобилей и LCV. В денежном выражении, по оценке "Автостата", рынок легковых автомобилей увеличился на 5,6% - до 2,54 трлн руб.


Статьи, публикации, интервью...