Биржевые новости

5 апреля 2020 г.  16:32

Экономика РФ снизится как в 2020, так и в 2021 году - эксперты ЦМАКП

Снижение ВВП РФ с большой вероятностью будет зафиксировано как в 2020, так и в 2021 году, незначительный рост ожидается только начиная с 2022 года даже в сценарии максимально допустимых (в рамках сохранения финстабильности) стимулирующих фискальных и монетарных мер, пишут экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем докладе "О контурах конструктивного варианта прогноза".

Доклад опубликован на сайте ЦМАКП, одним из его авторов является руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов центра Дмитрий Белоусов (младший брат первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, который в свое время возглавлял этот центр).

"Развитие ситуации с эпидемией коронавируса и с ценами на нефть, видимо, происходит по "кризисному", если не по "шоковому" сценарному варианту. Очевидно, уже не удастся избежать более или менее жесткой рецессии - с соответствующими социальными последствиями, включая скачок бедности и безработицы", - пишут авторы доклада.

В конце марта ЦМАКП подготовил три варианта прогноза - "мягкий" сценарий, оценивая его вероятность уже тога лишь в 15% (предполагал минимальный рост ВВП РФ в 2020 году), "жесткий" сценарий с вероятность около 60% (рецессия продлится около двух лет - в 2020 г. спад ВВП РФ может составить 3-3,3%, в 2021 г. снижение на 1%, в 2022 году рост в пределах 0,5%) и "шоковый" сценарий с вероятностью около 30% (спад ВВП РФ в 2020 году порядка 7%, в 2021 году спад ВВП в районе 2%, небольшой рост начиная с 2022 года).

"Конструктивный вариант прогноза подготовлен, исходя из следующих приоритетов экономической политики: предотвращение безработицы (соответственно, предотвращение массового закрытия компаний, включая малый и средний бизнес, почти не имеющий "запаса прочности"), поддержка доходов населения (особенно, малообеспеченных), сдерживание инфляции и поддержка рубля, поддержка инвестиционной активности (и программ развития)", - описывают новый свой сценарий прогноза в ЦМАКП.

"В наличие двух "суперфакторов" - длительного карантина и очень низких цен на нефть (плюс низкого мирового спроса на российскую продукцию) с помощью одной лишь финансовой политики переломить ситуацию, разумеется, не удастся. Российскую экономику все равно ожидает, с высокой вероятностью, двухлетняя рецессия - соответствующая по длительности в данном сценарии продолжительности спада мировой экономики", - предупреждают эксперты центра. При это они считают, что масштабы этого спада и, особенно, его социальные последствия, могут быть существенно снижены в конструктивном сценарии по сравнению с "жестким" и особенной "шоковым" вариантами.

"Спад ВВП РФ в данном (конструктивном) сценарии удастся сдержать на уровне 2,3-2,5% в 2020 г. и 0,5- 0,8% в 2021 г., с выходом на прирост в 0,6-1,0% в 2022 г. То есть выигрыш относительно сценария "жесткий" кризис составит по ВВП - 0,5-0,8% в 2020 г. и по 0,1-0,3% в 2021 и 2022 г.", - говорится в аналитической записке.

"Сдерживание безработицы в данном сценарии является важнейшим приоритетом политики. Соответственно, если в кризисном сценарии она в 2021-2022 гг. может достичь 6,7-7,0% рабочей силы, в полтора раза выше уровня 2019 г., то в сценарии с активной государственной поддержкой экономики в 2021 г. её удается сдержать на уровне 5,5-5,8%, с дальнейшим интенсивным снижением", - полагают эксперты ЦМАКП.

По основным параметрам внешнеэкономической конъюнктуры разработанный сценарий соответствует ранее представленному сценарию "жесткий кризис": - дешевая нефть (с учетом первого квартала, среднегодовые цены на нефть Urals в 2020 г. находятся в диапазоне $37-40 за баррель, и только в 2021 г. входят в диапазон $42-45 за баррель, и к 2024 г. - на уровень $53-57 долл.

В сценарий заложена следующая динамика мировой экономики - в 2020 году ее прирост составит порядка 1- 1,3%, в 2021 г. - 2-2.5%, в дальнейшем возрастут до 3-3.5% в 2024 г.

Сценарий также исходит из введения жестких карантинных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией - "в городах-миллионниках (с суммарной численностью населения в 33,4 млн. чел.) вводятся дополнительные карантинные мероприятия (доклад ЦМАКП был подготовлен по состоянию на 1 апреля, поэтому отчасти уже предсказывал последовавшее продление нерабочей недели до месяца - ИФ), с потерей 15-17% производительности труда в них в течение 2 месяцев".

Разница с ранее разработанным "жестким" сценарием состоит, главным образом, в ориентации экономической, точнее, финансовой (бюджетной и денежно-кредитной) политики. "Если в "жестком" сценарии она, скорее, направлена на поддержание стабильности бюджета, монетарной сферы и платежного баланса, и лишь в этих рамках - на решение задач по преодолению кризиса в экономике, то в данном сценарии происходит фискальное (прежде всего, в части выполнения уже заявленных президентом России мер, но и ряда дополнительных) и монетарное стимулирование преодоления кризиса в масштабах, позволяющих не разбалансировать финансовую сферу", - отмечают эксперты ЦМАКМ разницу между "жестким" и "конструктивным" сценариями.

В конструктивный сценарий в частности заложены следующие меры бюджетно-налоговой политики, направленные на поддержку экономики в условиях кризиса: исполнение принятых решений о снижении ставки взносов на социальное страхование для малого и среднего бизнеса с 30% до 15%. При этом предполагается, что: финансовые ресурсы, полученные малыми и средними предприятиями в результате снижения страховых взносов, будут использованы на сохранение занятости и поддержание зарплат.

Эксперты закладывают в сценарий формирование антикризисного фонда объемом 300 млрд рублей в 2020 г. и 200 млрд. в 2021 г. (сверх утвержденных лимитов по расходам федерального бюджета) для поддержки отраслей экономики и граждан на фоне ситуации с коронавирусом, в том числе, строительства инфекционных центров и закупки медикаментов, повышение пособий по безработице и др.

Также в этом сценарии предполагается перераспределение части ранее утвержденных расходов федерального бюджета (порядка 400-500 млрд руб.) для поддержки отраслей экономики и сохранения занятости.

Увеличение расходов федерального бюджета в 2020 г. по сравнению с ранее утвержденной величиной предполагается профинансировать за счет использования части дополнительных нефтегазовых доходов 2019 г. (1 трлн руб. из доступных 3 трлн руб., подлежащих зачислению в ФНБ в 2020 г. в соответствии с действующим бюджетным правилом).

"Смягчение бюджетной политики регионов представляется вынужденной мерой в сложившихся условиях, которая позволит регионам оказать поддержку малому и среднему бизнесу на региональном уровне и избежать сокращения расходов", - также отмечают в ЦМАКП.

В сценарий также заложены следующие параметры и дополнительные меры политики Банка России: ЦБ воздержится от повышения ключевой ставки, рассматривая скачок инфляции, обусловленный ослаблением рубля, как временный, а также примет во внимание необходимость стимулирования экономики в условиях значительного отрицательного разрыва выпуска.

Кроме того со стороны ЦБ "будут предприниматься шаги по сохранению невысокой стоимости заимствований федерального бюджета на внутренних рынках ценных бумаг, обеспечению достаточной стабильности и глубины данных рынков, в том числе: операции на данных рынках будут способствовать поддержанию околонулевых спредов доходности ОФЗ к ключевой ставке Банка России; будет воссоздан институт первичных дилеров на рынках государственных облигаций, используя наилучшую практику развитых и наиболее успешных развивающихся экономик".

По мнению аналитиков, "это создаст возможность для федерального бюджета при необходимости мобилизовывать значительные объемы средств без существенного расширения расходов на обслуживание долга и риска возникновения кассовых разрывов".

Эксперты также закладывают в сценарий, что "Банк России предпримет дополнительные меры по снижению волатильности доходности долговых обязательств, предотвращению возникновения кассовых разрывов и "технических дефолтов" у крупных системообразующих корпоративных заемщиков, обладающих высокой жизнеспособностью и потенциалом развития бизнеса, расширив их возможности рефинансирования ранее накопленного долга, а также, в отдельных случаях, проводя стабилизирующие прямые операции на рынках обращаемых долговых обязательств".

Все опрошенные "Интерфаксом" экономисты в конце недели отмечали, что сомнений в снижении российской экономики в 2020 году уже не осталось - сейчас дискуссия идет - насколько сильно может упасть ВВП и какие меры необходимо предпринять правительству и ЦБ для снижения этого падения и смягчения его последствий.


Статьи, публикации, интервью...