Биржевые новости

30 сентября 2020 г.  17:14

Доходы бюджета РФ от утильсбора в 2020 году ожидаются на 23% ниже по сравнению с прошлогодним прогнозом

Доходы бюджета РФ от утилизационного сбора на автомобильный транспорт в 2020 году, ознаменованном пандемией коронавируса, ожидаются на 23% ниже по сравнению с прошлогодним прогнозом и могут составить 368,8 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета РФ на 2021-2023 годы, опубликованной в базе данных Госдумы.

В проекте бюджета на 2020-2022 гг. прогнозировался двукратный рост поступлений от утильсбора на автотранспорт, до уровня 478,8 млрд руб. (+54% к 2019 г.)

Актуальный проект бюджета, на 2021-2023 гг. предусматривает, в частности, что поступления от утильбора на произведенные в РФ автомобили в 2020 году составят 254,4 млрд руб. вместо ожидаемых годом ранее 338,4 млрд руб. (-24,8%), на ввозимые автомобили - 62,9 млрд руб. против 77,3 млрд руб. (-18,6%). Сбор с импортируемых в РФ самоходных машин ожидается на уровне 32 млрд руб. (-7,2% от прошлогоднего прогноза), с производимых внутри страны - 19,4 млрд руб. (-32,4% к прошлогоднему прогнозу).

Из пояснительной записки к актуальному проекту бюджета следует, что в 2021 г. рост поступлений от утильсбора на машины ожидается в размере 24,5%, до 459,185 млрд руб. В частности, доходы от сбора на ввозимые колесные транспортные средства в 2021 году запланированы в размере 71,9 млрд руб. против 62,9 млрд руб. в 2020 г., на импортируемые самоходные машины - в объеме 36,4 млрд руб. против 32 млрд руб. соответственно. Поступления от утильсбора на произведенные в РФ колесные транспортные средства в следующем году оцениваются в 326,5 млрд руб., по итогам текущего года - в 254,3 млрд руб., на самоходные транспортные средства - в 24,3 млрд руб. против 19,4 млрд руб. соответственно.

Доходы от утильсбора на все указанные категории автотранспорта в 2022 году вырастут по отношению к предыдущему году на 5,6%, до 484,9 млрд руб., в 2023 г. - на 5,9%, до 513,6 млрд руб., следует из опубликованных материалов.

По данным Росстата, производство легковых автомобилей в РФ в январе-августе 2020 г. упало на 30,1% год к году, до 706 тыс. штук; грузовиков - на 19%, до 76,9 тыс. шт.

Импорт легковых автомобилей в РФ, по данным ФТС, в январе-июле 2020 г. рухнул на 35%, до 111,2 тыс. шт., грузовиков - на 37,2%, до 10,2 тыс. шт.

Введенный в 2012 г. утильсбор на автомобили трижды индексировался, что было реакцией на планомерное снижение ввозных пошлин на иномарки в рамках обязательств РФ при вступлении в ВТО (с 30% до 15% к 2019 г.): первый раз - в 2016 г. на 65%, второй - весной 2018 г., когда в среднем ставки сбора повысились на 15%, а по некоторым позициям - на 90%. О третьей индексации было объявлено осенью 2019 года, в результате которой с начала 2020 года ставки сбора выросли в среднем на 111%.

Автопроизводители, локализованные в РФ, получают от государства компенсацию утильсбора в виде промсубсидий, которая последние годы равномерно распределялась между всеми локализованными в РФ концернами, подписавшими специнвестконтракты (СПИК) с Минпромторгом. Однако с 2020 года правительство поменяло систему распределения, привязав сумму компенсации каждому автопроизводителю к уровню локализации его продукции. С 2020 года каждый из них сможет гарантированно получать лишь половину объема компенсаций, остальные 50% будут исчисляться по достигнутому уровню локализации в баллах. С 2021 года к локализации привяжут 75% объема выплат, к 2020 году - все 100%.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров ранее заявлял, что "через какое-то время - с 2021 или с 2022 года - утилизационный сбор будет вновь проиндексирован". Он отмечал, что на фоне повышения индексации сбора и введения новых требований по локализации некоторые автопроизводители грозят уходом с российского рынка.

"Мы не знаем бедных компаний, которые разместили здесь свое производство. Мы знаем компании, которые в большей степени вложили в локализацию и будут продолжать вкладывать, и знаем тех, кто относится к нашему рынку менее серьезно. Последних мы не можем держать - в любом случае, они сами определяют собственную политику в отношении тех или иных рынков", - говорил министр.


Статьи, публикации, интервью...