Закон о банковском контроле и регулировании КНР и основные функции комиссии.
В Законе о банковском контроле и регулировании в КНР от 27 декабря 2003 г., на основе которого работает рассматриваемая нами комиссия, записано, что она осуществляет единый контроль и регулирование банковских учреждений, компаний по управлению денежно-кредитными активами, трастово-инвестиционных компаний и других депозитных денежно-кредитных учреждений.
Закон по контролю и регулированию банковской сферы определяет сферу и субъекты контроля. Во-первых, это банковские денежно-кредитные учреждения, т.е. созданные в пределах территории КНР коммерческие банки, городские и сельские кредитные кооперативы и другие, привлекающие депозитные средства широких слоев населения, денежно-кредитные учреждения, а также «политические» банки. Во-вторых, небанковские денежно-кредитные учреждения, т.е. созданные на территории КНР компании по управлению активами, трастово-инвестиционные, финансовые и лизинговые компании, а также другие денежно-кредитные учреждения, получившие лицензию от органов банковского контроля и регулирования.
В перечень основных функций комиссии входят:
- разработка системы нормативных документов и методов контроля и регулирования денежно-кредитных учреждений банковской сферы;
- утверждение создания, реформирования и прекращения деятельности подведомственных денежно-кредитных учреждений, а также утверждение сферы их операционной деятельности;
- осуществление в отношении подведомственных учреждений непосредственного контроля и регулирования, проведение в соответствии с законом расследований, наказание за незаконные действия;
- утверждение кандидатур на должности высшего руководящего звена банковских учреждений;
- составление отчетов в соответствии с едиными общегосударственными нормами, а также их публикация;
- выдвижение предложений совместно с заинтересованными ведомствами по неотложному реагированию на риск депозитных денежно-кредитных учреждений;
- регулирование текущей работы государственных банковских учреждений страны;
- исполнение других возложенных на нее Госсоветом КНР обязанностей.
К основным направлениям деятельности комиссии относятся следующие:
- во-первых, предотвращение преступлений в денежно-кредитной сфере и эффективный контроль, затем, насколько в каждом из денежно-кредитных учреждений справляются с общей ситуацией риска, как ее блокируют и стараются исправить.
Существенно и то, что в названном законе четко определены рамки полномочий государственных органов, осуществляющих надзор за банковским сектором, что в значительной степени ограничивает возможный произвол с их стороны;
- во-вторых, борьба с незаконной деятельностью в банковской сфере, расследование и наказание преступлений в денежно-кредитной сфере;
- в-третьих, эффективные действия по защите денежно-кредитного рынка страны, повышение конкурентоспособности банковского сектора на мировых финансовых рынках;
- в-четвертых, стимулирование предоставления новых продуктов и услуг, потребности в которых возникают в процессе развития экономики КНР;
- в-пятых, осуществление нормотворческой деятельности в подконтрольной сфере. Уже через месяц после своего создания комиссия издала первый нормативный документ — «Об упорядочении форм и методов регулирования выхода на банковский рынок», который вступил в силу 1 июля 2003 г. Этот нормативный документ упорядочивал не только формы и методы управления выходом на банковский рынок страны, но и процедуру как разрешения введения новых банковских операций, так и утверждения высшего руководящего звена подконтрольных денежно-кредитных учреждений.
За этим документом в том же году последовал ряд других новых нормативных актов:
- положение «О методах регулирования лицензирования банков», которое в основном упрощало процедуру получения банковской лицензии, повышало прозрачность процедуры;
- «Временные меры по регулированию цен на услуги коммерческих банков». Этот документ позволил установить равные условия конкуренции для банков, защитить законные интересы вкладчиков;
- документы о контроле деятельности сельских банков и кредитных кооперативов;
- «Методы регулирования автомобильных кредитных компаний»;
- «Методы регулирования инвестиций заграничных денежно-кредитных учреждений в акции китайских денежно-кредитных учреждений». Благодаря этому документу удалось поставить под законодательный контроль и регулирование, сделать прозрачными иностранные инвестиции в китайские банки, улучшить их структуру капитала. Кроме того, комиссией было опубликовано разъяснение по поводу соглашения Базель-2, подписаны соглашения с соответствующими ведомствами США и Англии об обмене информацией.
Основное содержание работы комиссии — повышение уровня и совершенствование методов денежно-кредитного контроля и регулирования, совершенствование внутреннего банковского механизма контроля за риском, а также повышение его эффективности, усиление в соответствии с международными принципами прозрачности контроля и регулирования.
Справиться с проблемой безнадежных долгов Китаю помогают и международные банковские институты, прежде всего Азиатский банк развития. В марте 2004 г. этот банк инвестировал 45 млн долл. в фонд «Янцзы» (фонд «Подъема») для поддержки банковской системы Китая. Средства фонда направляются в основном на выкуп: безнадежных кредитов банков, проблемного жилья и находящихся в трудном положении госпредприятий.