Легализации теневых капиталов и экономическое развитие России.
В контексте стратегических задач России.
Как бы ни был интересен и важен для России международный опыт, успешное решение проблемы легализации капитала, ушедшего в тень внутри или вне страны, возможно лишь в контексте общей экономической политики и тех стратегических задач, которые стоят на данном этапе развития. Выше уже отмечалось, что центральной среди них является повышение темпов экономического роста, которое бы позволило России стать вровень с передовыми государствами мира.
Сегодня никто не оспаривает, что такое ускорение возможно лишь при условии отказа от сложившейся односторонней ориентации экономики страны на производство и экспорт энергосырьевых товаров и перехода к преимущественному развитию обрабатывающей промышленности, прежде всего, ее высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Но такой переход невозможен без резкой активизации инвестиционного процесса именно в названных отраслях. Для активизации, в свою очередь, потребуется комплекс мер, включающих как масштабную мобилизацию капитальных ресурсов, так и создание предпосылок для отечественных и иностранных инвесторов в целях повышения выгоды от вложения капиталов именно в данные сектора национального хозяйства.
Такая переориентация потребует изменения денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной и структурной политики, т.е. самого активного и целенаправленного участия соответствующих государственных органов. Учитывая, что капиталовложения в указанных секторах, кроме их больших объемов, имеют длительные сроки окупаемости, рассчитывать здесь на стихийные силы рынка наивно. Для того чтобы инвестиции пошли в высокотехнологичные сектора, государство должно быть готово не просто инициировать столь сложные и дорогостоящие процессы, но и принимать в них участие своими капиталами, выступать гарантом и соучредителем соответствующих инвестиционных фондов, корпораций и иных институтов. Естественно, что для капиталовложений должен быть создан максимально льготный режим в области налогообложения, тарифов на импорт необходимого оборудования и материалов, банковского кредитования, страхования, кадрового и информационного обеспечения инициируемых проектов.
В связи с вышеизложенным представляется, что предусмотренная в проекте закона формула легализации теневых капиталов с соблюдением всего двух условий - уплаты 13%-ного подоходного налога и размещения декларируемых средств в российских кредитных организациях — кажется недостаточной. Чтобы эти капиталы могли быть «эффективно привлечены в национальную экономику», целесообразно предусмотреть дополнительные привлекательные условия и более тонкий инструментарий. Например, отложенная уплата налогов и продуманная система размещения легализуемых средств в соответствии с новой редакцией Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при условии, разумеется, что легализуемые капиталы вкладываются в приоритетные, высокорисковые проекты с длительными сроками окупаемости. В этом случае отказ от требования немедленной уплаты налога мог бы рассматриваться как одна из разновидностей льготного кредита. Естественно, что такой кредит должен распространяться и на уже действующие в стране легальные капиталы.
Однако одними налоговыми льготами проблему не решить. Привлечение дополнительных капиталов в приоритетные отрасли как из числа «эмигрантов», так и скрывающихся внутри страны, потребует принципиальной перестройки бюджетной политики. Очевидно, что политика бюджетного профицита, сочетающаяся со стерилизацией «излишней» денежной массы в Стабилизационном фонде и покупкой долларов для досрочной выплаты внешнего государственного долга, не может быть основой для вывода из тени дополнительных финансовых ресурсов. Зачем городить весь этот фискальный огород, если российское государство в лице Минфина, ЦБ и Минэкономразвития и так не знает что делать со свалившимися "шальными" нефтедолларами.