Кредитование реального сектора экономики коммерческими банками. По материалам заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации 13 апреля 2004 г.
А. А. СОКОЛОВ, председатель правления Банка «Зенит», г. Москва, говорил о правовом поле, тех законах, в которых существует сегодня банковская система, а также о правоотношениях с контрагентами, т.е. с заемщиками. Эти законы, сказал он, требуют серьезного улучшения. Существующая судебная практика почти всегда не на стороне кредитора. Зачастую кредитор должен доказывать, что он, предоставив ресурсы, все сделал по закону. Есть в нашей стране, к сожалению, огромное количество механизмов, чтобы из кредита сделать непонятную сделку, признать ее недействительной.
Он предложил внести изменения в Гражданский кодекс РФ, а также в качестве одного из рычагов, который поможет решить подобные проблемы, ввести законодательный принцип добросовестности сторон, применяемый во всех цивилизованных странах мира, где банку не надо доказывать, что у него правильные документы, а ему должны доказывать в судах, если полагают, что он что-то не так сделал, потому что дал деньги.
С существующим законодательством тесно связан вопрос тяжеловесности системы обращения взыскания на заложенное имущество или на какое-то обеспечение. Здесь надо принимать быстрые и решительные меры, чтобы слово «кредитор» звучало в нашей стране гордо, а мошенники сидели в долговой яме. Этому должны способствовать и общество, и законы. Конечно, необходимы ресурсы, снижение издержек, конкуренция с притоком западных денег.
Президент АК банка «Глобэкс» А. Л. МОТЫЛЕВ предложил найти принципиально новые концептуальные подходы, в том числе законодательные, к кредитованию проектов, когда у заемщика нет залога.
Зачастую проект начинается с создания предприятия, на балансе которого, как правило, ничего нет, т.е. выделяется земля, затем предприятие обращается в банк за кредитом с просьбой профинансировать объект. Здесь возникает парадоксальная ситуация: по всем стандартам ЦБ РФ банки не должны этим заниматься вообще, потому что финансовое положение заемщика плохое, его акции не могут служить обеспечением, объекта еще нет, свидетельства на собственность тоже нет, таким образом, нет залога как такового. Чтобы найти выход из этой ситуации, нужны принципиально новые концептуальные подходы, в том числе в законодательстве, чтобы элементы создания новой стоимости, которым способствует банк в процессе своих инвестиций, могли бы реально служить обеспечением (это и непосредственно доли предприятия, инвест-контракты еще не созданной недвижимости и, очевидно, все остальные составляющие элементы строительного процесса).
С. А. ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, отметив важность затронутых выступавшими проблем, сообщил, что по ряду законов, которые требуют корректировки, возможно, Совет Федерации выступит с законодательной инициативой.
Он призвал более ответственно относиться к макроэкономической ситуации, поднимая тему рефинансирования коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков потребует весьма солидного обеспечения. Что же касается конкретных условий рефинансирования, то при таком притоке иностранной валюты в страну можно начать рефинансирование коммерческих банков в широких масштабах, но тогда надо закрыть другое окно эмиссии: перестать покупать доллары.
Говоря о необходимости дальнейшего снижения инфляции, С. А. Васильев отметил следующее: разница процентных ставок за рубежом, на мировых рынках и в России существенна. Поэтому, а также в связи со снижением странового риска в Россию идут иностранные кредиты. В этих условиях важнейшей задачей является снижением инфляции, а следовательно, и процентных ставок. Тогда, если инфляция в стране будет 5%, особой угрозы притока иностранного капитала в массовых масштабах не будет.