Международная практика использования средств ресурсных фондов.
Базой для формирования ресурсных фондов служат разные источники. В Чили, например, это доходы государственной медной компании. В Норвегии, Кувейте и Аляске - профицит федерального бюджета. В этом случае перечисление средств в фонды не всегда зависит от уровня цен на природные ресурсы.
Большое значение в странах с высокой долей ресурсного экспорта играет режим валютного курса. В разных странах установлены разные режимы: свободное плаванье (Норвегия, Венесуэла), управляемое плаванье (Нигерия), привязка к корзине валют (Кувейт), привязка к доллару США или kSDR (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты).
Важную роль в использовании ресурсного богатства играет форма организации государственной власти (федеративное или унитарное государство). Большинство стран, обладающих нефтяными доходами, имеют унитарное государственное устройство, и эти доходы там полностью централизуются. Это, как правило, небольшие государства, например Иран, Ирак, Кувейт, Оман, Норвегия, где местные власти не имеют каких-либо существенных полномочий. В таких странах достаточно легко организовать ресурсные фонды и управлять ими без учета интересов других уровней власти.
В федеративных странах полной централизации ресурсов может не быть. Например, в США нефтяные доходы в значительной степени аккумулируются в бюджетах штатов (Аляска и Техас), что демонстрирует возможность образования ресурсного фонда на отдельной территории внутри страны, а также его использования на нужды жителей только данной территории. Однако большинство стран с федеративным устройством (Российская Федерация, Мексика, Нигерия и Венесуэла) имеют примерно одинаковый принцип разделения ресурсных доходов между федерацией и субъектами федерации, в соответствии с которым основная часть ресурсных доходов концентрируется на федеральном уровне и существенно меньшая часть остается у регионов.
В странах с федеративным устройством сложились стереотипы проведения политики в области ресурсных доходов, если доля их экспорта в ВВП страны достаточно велика:
- Создание ресурсных фондов с целью исключения влияния непредсказуемых колебаний ресурсных цен на экономику.
- Высокая централизация ресурсных доходов (особенно для развивающихся стран). Во-первых, это позволит не допустить чрезмерного возрастания разницы в доходах регионов и тем самым не даст спровоцировать территориальный распад страны. Во-вторых, это облегчит осуществление контроля, составление отчетности и достижение достаточной прозрачности операций с ресурсными доходами.
- Расходование нефтяных доходов только в случае необходимости (при высоком дефиците бюджета) в периоды спада деловой активности.