Сегментация банковской системы РФ.
Коммерческие полибанки имеют структуру баланса и набор признаков деловой активности, похожие на структуру и активность универсальных супербанков.
К классифицирующим признакам банков кластера относятся:
- размер активов - не менее 8 млрд руб. и не более 16,5 млрд руб.;
- наличие нескольких развитых видов бизнеса (кредитный портфель, розничные программы, операции на рынке МБК, конвертационные клиринговые операции и др.). Соответствие банка признаку определяется экспертно путем анализа баланса каждого банка.
Банки, входящие в данный кластер, пока не могут называться универсальными в силу относительно небольших размеров и неразвитости бизнеса, однако они уже выделяются из среды так называемых монобанков (имеющих одно более или менее развитое направление бизнеса). Фактически банки кластера сочетают в себе некоторые черты и виды бизнеса, характерные для других кластеров. Типичные представители кластера: Инвестторгбанк, Транскапиталбанк, «Электроника», Оргрэсбанк, Пробизнесбанк, Росевробанк.
Клиринговые банки. Их бизнес основан на проведении расчетов в интересах своих клиентов.
К классифицирующим признакам кластера относятся:
- размер активов - не более 5-6 млрд руб.;
- хотя бы одно из соотношений:
- (Обороты по клиентским счетам + обороты по счетам лоро) / Валюта баланса;
- (Обороты по корсчету в ЦБ + обороты по счетам ностро) / Валюта баланса - больше 5 (т.е., например, при валюте баланса в 2 млрд руб. банк имеет совокупные обороты в 10 и более млрд руб.).
Банки-«кошельки» - как правило, небольшие или средние банки, бизнес которых основан на удовлетворении потребностей узкой группы участников банка и стоящего за ним бизнеса (например, небольших бизнес-групп). Платежная активность подобных банков в обычное время невысокая, однако для них характерны кратковременные резкие скачки деловой активности (бывает связано с внезапным возникновением у бизнес-группы - участника банка потребностей в услугах последнего).
Банки этого вида, как правило, «замирают» в своем развитии («дремлющие» банки) и либо со временем разоряются, либо перепродаются.
Впрочем, если бизнес-группа, участвующая в капитале банка, достаточно крупная, имеет значительные объемы финансовых ресурсов и большие потребности в разнообразных банковских продуктах, то банк, чтобы удовлетворить эти потребности, начинает развиваться и со временем может перейти в разряд мощных универсальных банков. В качестве примера можно привести Газпромбанк, Транскредитбанк, Стройкредит и др.
Государственные спецбанки стоят особняком от основной массы банков. Классифицирующий критерий кластера сложно сформулировать однозначно - фактически признаком принадлежности банка к кластеру будет исполнение им каких-либо специфических функций в рамках государственных/муниципальных проектов (и только их). К первоочередным задачам таких банков, как правило, не относится получение прибыли.
Достаточно обычным явлением может быть «перерождение» банков кластера - специализированных государственных банков - в кредитные организации других типов. Например, Транскредитбанк в начале обслуживал только предприятия Министерства путей сообщения (сейчас - ОАО «РЖД»), Конверсбанк - предприятия атомной промышленности России. Оба эти банка сегодня - универсальные коммерческие банки, имеющие много направлений бизнеса. Банки кластера отбирались экспертным путем исходя из результата анализа структуры активов и пассивов банков выборки.
В состав кластера вошли следующие кредитные организации: Россельхозбанк (от имени РФ банк контролирует Росимущество), Российский банк развития (100% акций принадлежат государству). Московское ипотечное агентство (100% акций банка контролирует г. Москва в лице Департамента государственного и муниципального имущества города).
На долю этих банков на 01.07.2005 г. приходилось 0,56% совокупных активов банковской системы. В кластере доминирует Россельхозбанк. Экспертным методом кластер можно отнести к вымирающим - его лидер на текущий момент фактически находится в стадии преобразования в мощный универсально-розничный банк с большой филиальной сетью. Внешэкономбанк, не включенный в состав исследуемой выборки из-за отсутствия полноценной банковской лицензии, также преобразуется в управляющее государственным долгом агентство (также есть планы правительства создать на его базе Национальный банк развития).