Кредитование малого бизнеса пробуксовывает. Нужные условия должно создать государство.
По итогам Международная практическая конференции «КРЕДИТ-РОССИЯ. БИЗНЕС-2006».
Владимир Киевский подчеркнул, что развитие малого бизнеса зависит прежде всего от состояния экономики страны в целом. Для современной России характерны несколько типов экономической деформации. Во-первых, 70% внутреннего валового продукта приходится на крупные предприятия и корпорации, оставшаяся часть - 30% — создается в среднем и малом бизнесе. При этом на малый бизнес приходится всего 11—12%. Тогда как в развитых странах данный показатель гораздо выше и колеблется в пределах 50-70% ВВП.
Во-вторых, объемы промышленного производства в стране деформированы территориально: до 10% приходится на Московский регион, львиная доля производится регионами России. Финансовые потоки, однако, диаметрально противоположны: более 75% приходится на Московский регион и оставшаяся доля - на другие регионы. Поэтому не случайно в последние 2-3 года наблюдается экспансия московских банков в регионы. «Мы полагаем, -подчеркнул вице-президент АРБ, - что это явление достаточно закономерное».
В-третьих, - это отраслевая ориентированность инвестиций, что объяснимо: до 60% ВВП — это результат работы нефте- и газодобывающих и других сырьевых отраслей. Кроме того, научные открытия, высокие технологии слабо интегрированы в экономику страны. Создание инновационных предприятий и венчурного бизнеса невозможны без господдержки. Продолжать ориентироваться на нефтедоллары более чем неразумно: при очень высоких мировых ценах на нефть и доходах добывающих секторов экономики сама экономика становится невосприимчивой к нефтегазовому допингу.
Таким образом, можно сделать вывод: в России отсутствует единая техническая политика, не выработаны приоритеты развития экономики, нет внятных средне- и долгосрочной программ диверсификации экономики. Правда, сейчас российское правительство занялось разработкой среднесрочной программы экономического развития, идет проработка второго варианта. Не ослабевают дискуссии, что делать со стабилизационным фондом.
«Должен заметить, что в последние годы Минэкономразвития много делает для определения векторов своей политики в области развития малого предпринимательства, - подчеркнул Киевский. - Это разработка и внедрение программы государственной поддержки, создание соответствующих бизнесинкубаторов и т.д. В то же время сама политика не до конца сформирована, а выделяемых ресурсов недостаточно. В стратегии социально-экономического развития не заложен один из определяющих принципов — создание условий для предпринимательского труда, а именно: правовое обеспечение и соответствующая инфраструктура. Существующий 77-й Федеральный закон о поддержке малого предпринимательства, по сути, не работает, а новый законопроект еще не внесен в Госдуму РФ.
Тезис «малый бизнес сам вырастет, не надо ему только мешать» В. Киевский считает абсолютно неправильным. Государство, по его мнению, должно обеспечить соответствующую политику для развития малого бизнеса. Прежде всего с помощью экономических рычагов необходимо создать ему режим наибольшего благоприятствования на таких направлениях, как кредитная и налоговая политика, ресурсная база, бюджетная поддержка. А что происходит на самом деле? Рыночные отношения в нашей стране зачастую трудно расценивать как таковые. Роль в этой сфере некоторых представителей органов исполнительной власти и на местах, и в центре мала. В таких условиях трудно говорить о ведущей роли малого бизнеса, а тем более добиваться этого.
Мировая практика показывает, что малый бизнес обеспечивает в обществе социальный и технический прогресс, а делать ставки на развитие только крупной промышленности — бесперспективно. Вопросам создания экономики отечественного малого предпринимательства с правовым, нормативным и финансовым обеспечением следует уделять соответствующее внимание. При этом г-н Киевский уточнил, что это должно происходить за счет рыночных механизмов, а не бюджетной подпитки.