Формирование управленческой отчетности с учетом риска.
По результатам сводного анализа факторов риска по группе составляется единый классификатор рисков по бизнес-процессам и статьям управленческой отчетности. Иначе говоря, производится градация всех показателей управленческой отчетности, наполняющих бюджетные планы, с необходимой степенью детализации.
В дальнейшем при составлении бюджетных планов все статьи отчетности приводятся сначала в «чистом виде» (без поправок на риск), а потом с учетом запланированного уровня риска, с возможным указанием доли конкретного фактора в общем показателе совокупного риска.
Особое внимание при формировании системы управленческих отчетов с учетом риска необходимо уделить принципу определения показателя трансфертной цены (следует отметить, что трансфертная цена, используемая при расчете статей бюджета, может не совпадать с реальной трансфертной ценой, по которой банк реализует услуги участникам холдинга, т.е. используется только в качестве аналитической в рамках двойной системы). В аналитическом плане значение трансфертных цен состоит в том, что они применяются как оценочный показатель, по которому пересчитываются все зависимые статьи бюджетных планов. При этом расчет их возможен различными способами, один из которых — ориентир на среднерыночную цену аналогичного продукта/услуги.
Трансфертные цены, определенные на основе рыночной цены, часто используются, для того чтобы минимизировать проблемы с определением затрат. Этот метод применяется только при наличии открытого рынка. Поскольку банковский рынок в России можно считать открытым, сведения о ставках привлечения и размещения ресурсов находятся в свободном доступе для всех участников рынка, применение трансфертных цен, рассчитанных на основе рыночных, является приемлемым. Кроме того, такой подход наиболее справедлив с точки зрения последующей оценки деятельности бизнес-единиц.
Представляется возможной следующая схема расчета трансфертной цены: бюджетная трансфертная цена (ТЦ) рассчитывается как минимальная рыночная цена(РЦ) с учетом поправок на понесенный риск: ТЦ= РЦ +/- скидка/ надбавка за риск. В таком случае расчет статей бюджета получает несколько неоспоримых преимуществ. Оценка показателей по справедливой стоимости отвечает принципам международных стандартов; как следствие, в дальнейшем при анализе эффективности деятельности бизнес-единиц возможна максимально адекватная и непредвзятая оценка. При итоговом сведении данных локальных отчетных форм частные показатели риска нивелируются, следовательно, де-факто расчеты внутри группы будут «очищены» от риска, который находит отражение в консолидированном бюджете.
По результатам отчетного периода определяются процент выполнения плана в подразделении по минимизации риска потери дохода, а также доля бизнес-единицы в общем показателе совокупного риска по холдингу.
Таким образом, внедрение планируемых индикаторов риска в контекст управленческой отчетности дает возможность интегрировать в единую общекорпоративную систему блок риск-менеджмента и управленческого учета, получив при этом общую полноценную информационную базу, и заранее определить акценты дальнейшего развития компании на заданный период. Данный подход позволяет абстрагироваться от экономической природы того или иного подразделения и получить отвлеченные, легко сопоставимые оценки эффективности работы в планируемом периоде.