Современный кризис банковской системы Японии.
В феврале 1998 г. правительством Японии была предпринята первая попытка предотвращения нарастания структурного банковского кризиса путем предоставления специального бюджетного финансирования в размере 30 трлн. йен, предназначенного для страхования банковских депозитов, а также для инвестирования этих средств в привилегированные акции и облигации банков. Однако эта попытка не принесла успеха. В то же время традиционные каналы привлечения средств в иностранных валютах были практически полностью перекрыты из-за недоверия к японским банкам на мировых финансовых рынках; крупные японские торговые компании, традиционно поставлявшие банкам валютные ресурсы, также вынуждены были отказать им в валютных кредитах, а региональные банки предпочли держать свои свободные краткосрочные средства на беспроцентных резервных счетах в Банке Японии, нежели с риском для себя предоставлять межбанковские займы городским банкам.
Принятый в октябре 1998 г. парламентом пакет законов по восстановлению финансовой системы страны регулировал вопросы банкротства коммерческих банков, перевода их в государственную собственность или государственное управление, а также предлагал новый механизм государственной поддержки финансово устойчивых банков. При этом председателю созданного Комитета по возрождению финансовой системы предоставлялись исключительные полномочия в вопросах признания финансовой несостоятельности банков и в выборе схемы их ликвидации. Бюджетные средства предоставлялись либо отдельным кредитным учреждениям, которые, имея достаточно устойчивое финансовое положение (с коэффициентом Кука 8 % и выше), брали на себя операции реорганизуемых финансовых учреждений, либо в случае возникновения острого недостатка ликвидности в масштабах всей финансовой системы.
Первым довольно жестким шагом правительства в направлении реструктуризации банковской системы Японии стало решение о национализации двух неплатежеспособных банков: Банка долгосрочного кредитования Японии и Облигационно-кредитного банка Японии. В то же время в феврале 1999 г. Комитет выделил 7,5 трлн. иен для пополнения собственных капиталов городских банков, согласившихся поддержать банки, находящиеся на грани банкротства.
Несмотря на принятые правительством меры по спасению банковской системы Японии, не сделано главное — не изменена старая методология бухгалтерского учета ценных бумаг в кредитных организациях, которая позволяет им скрывать реальные размеры убытков по инвестициям. Существуют и другие проблемы: японские банки, привыкшие работать под опекой Минфина, пока не научились, в отличие от их западных коллег, молниеносно реагировать на изменения, постоянно происходящие на мировых финансовых рынках, штаты их чрезмерно раздуты, отсутствует стабильная доходная база при общем дефиците ресурсов в экономике.
Ослабление позиций японских банков на мировом рынке ведет к тому, что иностранные банки все чаще приобретают отделения и филиалы японских банков и других финансовых компаний, особенно занимающихся операциями с ценными бумагами. Например, американская компания Тревелерс приобрела 25 % капитала японского банка ценных бумаг Никко, а из 10 крупнейших компаний, управляющих портфелями ценных бумаг в Японии, 6 контролируется иностранными инвесторами.