Иностранные банки и финансирование малого и среднего бизнеса.
Вопрос о том, в какой степени иностранные банки способствуют обеспечению большей доступности кредита для малого и среднего бизнеса, является, пожалуй, одним из самых противоречивых.
Критики иностранных банков указывают на то, что последние склонны выбирать наиболее прибыльных и транспарентных клиентов, лишая целые сектора экономики, и в частности малый бизнес, возможности пользоваться кредитом. Сторонники противоположной позиции считают, что приход иностранных банков может помочь малому бизнесу, поскольку местные банки, теряя наиболее прибыльных клиентов, уходящих к иностранцам, оказываются вынужденными активнее работать с ним.
А. Бергер и его коллеги отмечают, что небольшие фирмы и банки обладают конкурентным преимуществом при оценке инвестиционных проектов, анализ которых основывается на знании «мягкой», т.е. не описываемой в измеряемых терминах и потому с трудом передаваемой информации (soft information). Например, предоставляя кредит небольшой компании, только начавшей свой бизнес и не имеющей убедительной финансовой отчетности, кредитный аналитик вынужден полагаться на непосредственное общение с ее собственником и (или) руководителем, а также на свою оценку того, насколько последний честен и разумен в своем подходе к бизнесу. При этом основания, которые помогли аналитику составить представление о собственнике, с трудом поддаются «передаче» внутри банка, например находящемуся в головной конторе руководству этого аналитика: в отчете о переговорах трудно доказательно обосновать свое впечатление о человеке. Соответственно, эффективность оценки информации, получаемой на верхних уровнях управленческой пирамиды, существующей в крупных банках, будет снижаться.
Вместе с тем, если речь идет о кредитовании компании, способной представить аудированную отчетность, легко передаваемую с одного уровня принятия решения в банке на другой (отчетность являет собой пример «твердой» информации (hard information)), указанный недостаток крупного банка нивелируется. К тому же такой банк может быть более эффективным благодаря эффекту масштаба и доступу к более дешевому фондированию.
Авторы исследования, используя в качестве источника данных обзор финансирования малого бизнеса США, подготовленный американской Федеральной резервной системой, обнаружили статистическое подтверждение того, что крупные банки более склонны кредитовать крупные компании и (или) компании с более высоким качеством финансовой отчетности. Ими было также установлено, что чем больше размер банка, тем больше среднее расстояние между местонахождением компании и отделением банка, эту компанию обслуживающим. Представители более крупных фирм склонны реже бывать в отделении банка, предпочитая больше общаться по телефону или электронной почте.
Еще одним результатом исследования стало подтверждение предположения (вполне, впрочем, ожидаемого) о более тесных отношениях банков и клиентов в небольших банках по сравнению с банками крупными.
Сказанное означает, что укрупнение банков (особенно при поглощении небольших местных банков крупными транснациональными — в этом случае анализ местной «мягкой» информации в удаленной и подчас культурно чуждой штаб-квартире оказывается наиболее сложным) может вести к ухудшению условий кредитования для местного малого бизнеса. В США этот факт признан на законодательном уровне: в соответствии с Актом о реинвестировании в местном сообществе (Community Reinvestment Act), принятым американским конгрессом, если сделка по слиянию и поглощению между банками ведет к уменьшению кредитования местного бизнеса, она может быть заблокирована регулятором.
В то же время авторы цитируемого исследования подчеркивают полезность децентрализации функций принятия решений в большом банке, видя в этом механизм, который в состоянии хотя бы отчасти компенсировать отмеченный ими недостаток, связанный со сложностью передачи в организации «мягкой» информации.