Переговоры с ТНК: каковы у страны шансы на успех?
Создание иностранными компаниями-инвесторами в Китае научно-исследовательских центров, позволяющее увеличивать долю страны в цепочке создания стоимости и наращивать потенциал собственного высокотехнологичного развития, является одним из основных принципов политики по отношению к иностранным инвестициям. Этих центров организовано более 200, в том числе такими крупнейшими компаниями, как Oracle, Siemens, Lucent, Nokia, Nortel, IBM, Hewlett Packard.
Помимо стран Восточной Азии одним из пионеров практической политики в духе нового протекционизма является Канада: согласно вышедшим в декабре 2007 г. разъяснениям (clarifications) по поводу действующего закона об иностранных инвестициях в страну (Investment Canada Act) правительство будет оценивать возможные покупки канадских компаний иностранцами с точки зрения влияния, которое эта покупка окажет на экспортную направленность приобретаемой компании, на будущее территориальное расположение ее основных производственных и особенно научно-исследовательских мощностей и на готовность потенциального покупателя «осуществлять необходимый уровень инвестиций для поддержания канадского бизнеса на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность в мире». Таким образом, суть этого документа — забота об увеличении доли создаваемой транснациональными компаниями добавленной стоимости, приходящейся на Канаду.
Политику стимулирования или даже принуждения к локализации проводит правительство Бразилии, обращая особое внимание на трансферт технологий и укомплектованность предприятий ТНК в этой стране местными кадрами. Активно стимулируется создание совместных предприятий, в частности, с помощью системы государственного кредитования, куда допускаются предприятия с долей иностранной собственности, превышающей 50%.
М. Портер отмечает распространенность практики, когда «компания должна поместить какой-то вид деятельности в страну, чтобы получить возможность (скажем, разрешение местных властей) сконцентрировать там и другие виды деятельности». В качестве примера он приводит строительство сборочных производств, позволяющее импортировать комплектующие. Еще одним примером может служить деятельность компании IBM, производящей продукцию в разных странах с целью поддержания хороших отношений с правительствами этих стран (ее крупными заказчиками), а не по «чисто экономическим» причинам. Здесь же можно упомянуть о соперничестве между Airbus и Boeing на российском рынке: борясь за победу в крупном тендере Аэрофлота, европейский концерн предлагал России участие в НИОКР по созданию нового европейского дальнемагистрального самолета и в производстве комплектующих для него, а американцы ссылались на размещение ими в нашей стране инжинирингового центра.
Если иностранные инвесторы сочтут рынок той или иной страны перспективным, то они будут готовы мириться с многими сложностями и ограничениями. Несмотря на жесткое регулирование в Китае, тысячи инвесторов пытаются закрепиться на этом огромном рынке. И наоборот, как поняли на своем опыте многие небольшие страны, узкий по своей емкости рынок страны трудно сделать привлекательным с помощью самого либерального законодательства и даже прямых льгот инвесторам.
Сравнительно быстрый рост в России реальной заработной платы ухудшил конкурентные позиции страны в соревновании за иностранные инвестиции в трудоемкие производства, но одновременно увеличил объем рынка, а следовательно, потенциал политики нового протекционизма: при прочих равных условиях рост объема рынка увеличивает цену в виде дополнительной локализации, которую иностранные компании будут готовы заплатить за доступ к нему.
Для отдельных отраслей и компаний значение российского рынка еще более значимо. Несмотря на кризис, Россия превращается в рынок номер два в мире для производителей ряда пищевых продуктов (например, шоколада), номер три — для производителей многих потребительских товаров, номер четыре — для автопроизводителей. Наконец, российскому рынку отводится очень большая роль в стратегиях целого ряда международных игроков банковской отрасли.
Для входящего в тридцатку крупнейших банков мира французского Societe Generale рынок России, по оценке руководителей банка, станет вторым по значимости после Франции, а доход от розничных операций в России к 2010 г. должен составить 28% от совокупного дохода подразделения банка, отвечающего за розничный бизнес за пределами Франции. В России сосредоточены самые большие ресурсы чешской финансовой группы PPF.