Перевод штаб-квартир как инструмент строительства финансового центра.
То, что до сих пор делалось либо декларировалось в России с целью добиться статуса международного финансового центра, — это набор стандартных мер по повышению прозрачности компаний, снижению издержек присутствия на нашем рынке, развитию инфраструктуры и т.д. Необходимость этих мер не вызывает сомнения, но ведь не одна Россия сегодня пытается получить статус международного финансового центра, и наши конкуренты (Казахстан, Польша, Турция и др.) предпринимают те же действия. Как представляется, чтобы победить в конкуренции, в дополнение к стандартным мерам (не вместо них) нужны и меры нестандартные. Одной из них как раз и может стать побуждение иностранных банков к локализации.
В качестве первоочередной меры можно использовать польско-австрийский опыт стимулирования размещения в стране региональных штаб-квартир иностранных банков, покрывающих максимально обширный географический регион.
Целесообразно сначала добиваться фактического перевода штаб-квартиры и только потом — ее юридического и налогового адреса (налоговый аспект вызовет, естественно, наибольшее политическое сопротивление). Отметим, что сама возможность изменения национальной идентичности компании и банка существует и осознается рядом авторов. Так, известный американский политик
П. Дж. Бьюкенен цитирует текст с сайта компании «Моторола»: «"Моторола" намеревается разместить в Китае свое производство и штаб-квартиру... Цель наших усилий — стать подлинно китайской компанией». Понятно, что не стоит совсем буквально воспринимать носящее во многом рекламный характер обращение компании к китайской аудитории и особенно к истеблишменту, но все же прочитать подобные слова о России на сайтах работающих в нашей стране иностранных фирм и банков хотелось бы.
Стратегия локализации и увеличения российской доли в цепочке создания стоимости не должна содержать в себе противоречий. Так, требование о размещении в России хаба по крупному географическому району трудносовместимо с высокими национальными квотами для высшего менеджмента российских «дочек» ТНК. Условие об управлении сетью транснациональных компаний из России может выдвигаться и успешно отстаиваться: в конце концов Москва уже является для многих ТНК таким центром, а российское подразделение часто отвечает за продажи в странах СНГ, как, например, у французской пищевой компании Bonduelle, американской
Procter & Gamble и многих других. Не стоит забывать также о сохраняющемся статусе русского языка как языка межнационального общения в бизнес-кругах стран СНГ и о таком преимуществе Москвы, как плоская шкала подоходного налога, особенно важная для привлечения высокооплачиваемых менеджеров и специалистов. Но данное условие на фоне высоких национальных квот фактически будет означать, что управлять такой сетью должны только россияне, а это выглядит явным перебором и почти невозможно по политическим соображениям.
Излишнее завышение квот для российских менеджеров в высших органах управления компаний и банков нецелесообразно еще и потому, что такого рода препоны обходятся, например, путем назначения к руководителю-россиянину иностранного заместителя-комиссара, обладающего реальной властью. Кроме того, хотелось бы повторить, что разумной целью государственной политики должно быть увеличение создаваемой в России добавленной стоимости, а не защита менеджеров-россиян от конкуренции с иностранцами.
В настоящее время на российском финансовом рынке присутствуют акции только российских компаний. А вот в Нью-Йорке и Лондоне ситуация качественно иная: на их биржах котируются акции не только национальных компаний США и Великобритании, но и множества иностранных компаний, которые заинтересованы в том, чтобы поддержать курс своих акций, т.е. в случае каких-либо колебаний на рынке предпринять конкретные усилия, совпадающие по направлению с усилиями местных компаний и национального правительства. Более того, в определенных случаях это будут делать и правительства иностранных государств, разными способами помогая сохранять курс акций «своих» компаний. Поэтому для того, чтобы оборона российского финансового рынка против кризисов была более эшелонированной, очень полезно наличие на этом рынке акций зарубежных компаний, причем не только из стран СНГ (где риски подчас выше российских), но и из более развитых стран.