Банковская политика на рынке ссудного капитала.
В 1995 г. Правительство России решило значительно расширить возможности банков в проведении операций с золотом. ЦБ РФ было поручено лицензирование банковских операций на этом сегменте рынка ссудного капитала.
Банки, которые намерены проводить операции по металлическим счетам ответственного хранения, должны иметь соответствующее сертифицированное хранилище.
За пятилетний период с 1 января 2000 г. до 1 января 2005 г. количество банков сократилось с 1309 до 1288, в то же время количество банков, имеющих генеральные лицензии, возросло с 242 до 313, а банков, имеющих право на проведение операций с драгоценными металлами, увеличилось со 134 до 184. В 2000 г. только 50% имели право осуществлять операции в иностранной валюте, а в 2005 г. — 65%. Эти данные свидетельствуют о диверсификации политики, проводимой банками на рынке ссудного капитала на основе полученных ими лицензий. ЦБ РФ как орган управления на макроуровне регулирует политику по использованию национального ссудного капитала и в целях обеспечения устойчивости банковской системы страны устанавливает обязательные для всех банков нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением.
ЦБ РФ проводится работа по организации мониторинга состояния банковского сектора. Она базируется на системе показателей, характеризующих устойчивость банков. Система разработана Международным валютным фондом, адаптирована к условиям деятельности российских банков и дополнена рядом показателей, используемых для оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов.
В целях совершенствования политики надзора за деятельностью коммерческих банков ЦБ РФ в 2004 г. приступил к созданию института кураторов банка.
Международный опыт свидетельствует, что использование института кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов. Куратор банка, назначенный ЦБ РФ, работая в постоянном контакте с органами управления банка и его сотрудниками, может давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития банка, выявлять области повышенного риска и вносить предложения по предотвращению негативных последствий.
Рассматривая банковскую политику на микроуровне, т. е. в аспекте деятельности отдельного банка, следует иметь в виду, что действующее банковское законодательство, особенности организационных форм создания банков, лицензирование банковских операций и основные положения системы банковского надзора являются нормативно-правовой базой разработки коммерческим банком собственной политики поведения на рынке ссудного капитала.
Опыт стран, имеющих банковскую систему, однозначно свидетельствует, что непременным условием стабильного существования коммерческого банка является наличие у него собственной политики, которая определяет как концепцию текущей деятельности, так и перспективу развития в ближайшие годы.
Специалисты Всемирного банка следующим образом формулируют необходимость и значимость банковской политики: выработка и реализация политики означает интеграцию организационных потребностей, правил, законов и управленческой философии.
В условиях современной динамичной и конкурентной экономики основным требованием к политике всякого коммерческого предприятия является ориентация на запросы клиентов, удовлетворение их потребностей. Это несомненное утверждение не всегда в полной мере используется на практике, когда речь идет о банковском бизнесе. Причиной этому — особая сложность банковской деятельности по сравнению с другими видами бизнеса, ее многогранность, необходимость обеспечить надежность и ликвидность и связанные с этим консерватизм и осторожность, присущие коммерческой деятельности банков. Однако, несмотря на консервативность банковского бизнеса, стремление удовлетворить изменяющийся спрос на банковские услуги должно быть его первейшей задачей.