Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Стандарты и практика.
Банковский бизнес сегодня - это высоко конкурентная среда: идет борьба за клиентов и финансовые ресурсы. И хотя число кредитных организаций не увеличивается — в течение последних 10 лет остается в пределах 970-1100, - условия работы на рынке ужесточаются. Несмотря на разницу в размере активов и рыночной доли, которая в большинстве случаев определяет сегмент, в котором работает банк, а также появление большого количества нишевых игроков, привлекать и грамотно размещать денежные средства становится все труднее. Но и в этих жестких условиях банки стараются не забывать о социальной ответственности. Одни кредитные организации используют этот вид деятельности как инструмент для повышения репутации, для других это маркетинг, для третьих - просто выражение социальной позиции топ-менеджмента или акционеров. Единого мнения о том, что может принести банку активная социально ориентированная деятельность и должна ли она быть обязательным условием работы банка на рынке, среди банкиров нет.
Согласно специальному исследованию, проведенному нами в сентябре-ноябре 2012 г., среди банков первых трех сотен за последние пять лет свою приверженность принципам социальной ответственности проявили 287. Эти банки спонсируют или организуют социально направленные мероприятия, участвуют в различных социальных проектах, как глобальных, так и локальных, в работе общественных организаций, представляющих интересы тех или иных социальных групп, и т. д. Порядка 70 таких банков активно распространяют информацию об этой деятельности в прессе, остальные предпочитают не слишком ее разглашать. Причин тому много, а главная - кредитные организации, несмотря на схожие во многом представления о понятии социальной ответственности, по-разному воспринимают значимость этого фактора для своего бизнеса.
В 2010 г. силами экспертов более чем 90 стран мира был разработан международный стандарт ISO 26000 - достаточно объемный документ, призванный стандартизировать работу компании с точки зрения социальной ответственности. Документ имеет декларативный характер и является, скорее, сводом рекомендаций для компаний. В развитых странах, где понятие социальной ответственности давно стало неотъемлемой составной частью репутации компании, этот стандарт получил широкую известность и, по нашим данным, целый ряд крупных финансовых структур уже заявили о своем стремлении привести свою практику в соответствие с его положениями. В России же, где тема социальной ответственности хоть и не нова, но еще не до конца понятна бизнесменам (в том числе и руководству банков), об этом стандарте заговорили лишь после того, как была разработана его специальная российская версия, которая, впрочем, мало отличается от оригинала.
Главный вопрос, возникающий при решении о внедрении или даже рекомендации к применению этого стандарта, заключается в определении его востребованности — нужна ли кредитным организациям стандартизация их инициатив в области социальной ответственности и понимают ли они необходимость приведения соответствующих практик к какой-то универсальной системе? С одной стороны, общие правила оценки социальной ответственности банка внесли бы свой вклад в нерешенную сегодня проблему измерения его репутации. Ведь единой шкалы оценки репутации компаний в любой сфере деятельности, несмотря на наличие специальных рейтинговых агентств, до сих пор нет. С другой стороны, внедрить любой стандарт, основанный на самооценке компании, можно лишь при условии готовности всех участников рынка произвести такую самооценку, но в российской действительности в настоящее время готовности к этому нет.