Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Общество и бизнес: внимание к решению проблемы, перспективы.
Большинство банков отметили рост внимания общественности (и в первую очередь прессы) к социальной ответственности кредитных учреждений в последние несколько лет, однако считают его явлением, связанным с развитием процессов глобализации и переориентацией российского бизнес-сообщества на систему западных ценностей. Впрочем, значительная часть представителей банков второй сотни (более 40%) отметили, что причиной такого пристального внимания может быть и попытка вернуть институт социальных обязательств, который существовал в СССР и который фактически полностью разрушен болезненным переходом страны к рыночной экономике в 1990-х.
Почти все участники исследования уверены, что со временем интерес общественности к социальной ответственности не снизится. Порядка 30% убеждены: внимание к этой стороне деятельности банков будет расти, и этот тренд фактически не зависит от макроэкономических факторов. Однако рост такого внимания, считают банкиры, совершенно не определяет четких перспектив развития социально ориентированной деятельности не только банками, но и бизнесом вообще - хотя бы потому, что любые инициативы в этой области, если они не обусловлены факторами коммерческой или репутационной выгоды, являются, главным образом, выражением позиции руководства банка.
Некоторые респонденты отметили, что перспективы социальной ответственности в российской банковской сфере более чем туманны в первую очередь б связи с российской спецификой бизнес-отношений и не снижающейся доминирующей ролью государства в них. Более 1/5 опрошенных представителей банковского сообщества полагают, что именно государство должно способствовать росту социально ответственных компаний, которые зададут темп развитию всего российского бизнеса в этом направлении. К примеру, это могут быть льготные ставки по налогообложению, которые будут установлены исходя из расчета специального коэффициента полезности.
Лишь представители трех банков отметили, что внедренный соответствующий стандарт, при условии, что он будет понятен всему банковскому сообществу, мог бы стать основным фактором, обусловливающим благоприятные перспективы развития социальной ответственности, по крайней мере в финансовой сфере.
Единственным банком в России, открыто заявившим о готовности в ближайшие два-три года произвести самооценку социальной ответственности согласно существующему стандарту, является банк УРАЛСИБ, хотя интерес к проведению у себя такой процедуры в 2011-2012 гг. выразил целый ряд банков первой сотни. Наиболее активно в этом направлении работают банки ТРАСТ и ОТП-Банк. Кроме того, 7 банков второй сотни отметили, что самооценка в области социальной ответственности входит в их планы, но сроки ее проведения пока неясны. Основная масса кредитных организаций заявила об отсутствии необходимости самооценки и внедрения международного стандарта ISO 26000 вообще.
Противоречивое отношение к необходимости стандартизации деятельности в сфере социальной ответственности тем не менее не помешало большинству респондентов отметить, что определенные действия по развитию социальной ответственности банкам все же необходимы. Десять банков выразили уверенность, что в ближайшем будущем актуальность этой темы для них существенно возрастет. Ряд банков отметили несовершенство существующего международного стандарта (в российской редакции), они надеются, что вскоре стандарт будет доработан, с тем чтобы больше соответствовать реальности российского банковского сектора.