Современные подходы к организации корпоративного управления.
Кроме картографирования применяются иные методы определения степени влияния заинтересованного лица на деятельность компаний. К ним относится модель, предложенная А. Менделоу (A. Mendelow). Согласно этой модели все заинтересованные лица можно классифицировать по двум переменным: их интересам и их власти. Власть заинтересованного лица определяется его способностью оказывать влияние на организацию, а интерес лица обусловливается его желанием влиять на эту организацию. Другими словами, интерес соотносится со степенью заинтересованности лица в деятельности организации следующим образом:
Влияние заинтересованного лица = Власть х Интерес.
Фактическое влияние заинтересованного лица зависит от той позиции, которая позволяет ему оказывать это влияние. Заинтересованное лицо, обладающее высокой властью и высокой степенью заинтересованности, оказывается более влиятельным, чем лицо, наделенное меньшей властью и имеющее меньшую заинтересованность. Предложенная А. Менделоу модель может быть применена к анализу распределения власти в коммерческом банке. Однако для этого она должна быть дополнена еще одним важным элементом.
На наш взгляд, степень заинтересованности лица, которое осуществило финансовое или нефинансовое инвестирование, совпадает с его оценкой риска данного инвестирования. Чем выше риск, тем большей защиты он требует и тем выше желание и интерес к контролю за деятельностью банка. Отсюда стремление к усилению властных позиций в банке. Возможны случаи снижения заинтересованности акционеров или менеджмента банка, что также свидетельствует об изменении их оценки риска, потере чувствительности к нему. Общей же закономерностью можно считать стремление заинтересованных лиц к увеличению собственного влияния (максимально возможному доминированию или экспансии влияния) на деятельность банка как отражение их экономических интересов. Эти процессы отражены в модели оценки влияния, представленной в виде матрицы.
В целом же с помощью данной матрицы можно выявить и оценить:
- какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических целей (например, когда в одной и той же зоне оказываются или стремятся оказаться два или более заинтересованных лица — мелкие и крупные акционеры);
- какие заинтересованные лица могут образовать властную коалицию (например, если у них совпадают интересы как у кредиторов одной очереди);
- возможные направления перемещения лица по позициям (борьба за изменение позиции влияния), в котором проявляются его интересы, касающиеся контроля и защиты произведенных инвестиций, либо стремление уклониться от реального влияния при сохранении формальных властных полномочий. Возможные перемещения отмечены стрелками.
Вопросы стратегии развития банка находятся в центре внимания всех заинтересованных лиц. Поэтому для долгосрочного его развития жизненно важным является включение (инкорпорация) их в структуру корпоративного управления. Для этого собственникам и менеджменту необходимо решить несколько взаимосвязанных фундаментальных задач: определить механизмы вовлечения и состав заинтересованных лиц, которые должны быть представлены в структуре корпоративного управления в качестве участников контроля и принятия управленческих решений, прежде всего стратегических; создать процедуры согласования и учета их интересов при формировании и реализации стратегии; выделить в структуре системы корпоративного управления подсистему стратегического управления.