Корпоративная стратегическая пирамида. Расширенный вариант портфельного подхода.

В более поздней работе «Стратегический менеджмент» И. Ансофф выделил и рассмотрел крупные подразделения, которые он назвал стратегическими бизнес-единицами, или стратегическими областями бизнеса. В ходе исследований он пришел к выводу, что формулирование портфельной стратегии касается прежде всего стратегических подразделений и должно сводиться к определению тех стратегических областей бизнеса, в которых компания предполагает работать в будущем, и того, как отдельные стратегические области бизнеса будут взаимодействовать между собой. Он предложил также более развитой вариант классификации стратегий на основе компонент вектора роста. Эта классификация получила название матрицы компонент вектора роста, или матрицы Ансоффа .

Согласно данной классификации выделяют четыре стратегических направления:

  • проникновение на рынок — увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции;
  • освоение рынка — внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью соответствующей продукции;
  • разработка продукта — разработка новой продукции для обслуживания старых рынков;
  • диверсификация — разработка новой продукции для обслуживания новых рынков.

Данная матрица представляет собой самую распространенную модель, анализа возможных альтернативных стратегических направлений (стратегий) развития стратегических областей бизнеса. Она акцентирует внимание прежде всего на росте, а не на дивестировании, или сокращении, инвестиций. В дальнейшем данная модель была трансформирована автором в трехмерную систему, учитывающую также географическое направление роста бизнеса.

Модель И. Ансоффа была, взята на вооружение многими промышленными корпорациями и крупными универсальными банками в период их активной глобальной экспансии на развитых и развивающихся рынках. Она как нельзя лучше отражает состояние развивающейся западной экономики в 1980-е годы и является эффективным инструментом разработки стратегии проникновения и освоения новых рынков и новых продуктов.

В качестве примера использования расширенного портфельного подхода можно привести методологию определения стратегии банка, разработанную консультантом немецкой компании Roland Berger & Partner Маркусом Леманом. Так, исходя из существующих состава клиентов и услуг, а также мощности банка он выделяет три альтернативы действий: реорганизацию, дивестирование (отступление) и развитие (наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности). Последнее направление М. Леман считает наиболее важным, поскольку, по его оценкам, все крупные немецкие банки известны селективным наращиванием активности во многих сферах банковской деятельности, например, в управлении активами, организации слияний и поглощений, а также публичном размещении акций венчурных компаний. Далее, решая центральный вопрос, посредством какой стратегии вхождения можно внедриться в прибыльный рынок, имея в виду комбинацию «клиент - продукт - канал сбыта - регион», М. Леман различает три возможных варианта стратегии:

  • стратегию создания собственных компаний;
  • стратегию кооперации. В этом случае банки участвуют в освоении рынка путем присутствия в стратегических альянсах и совместных предприятиях. Примером такой кооперации являются взаимодействие Deutsche Bank'a и с японской компанией Nippon Life для проведения сделок по управлению активами, а также альянс немецкого Commerzbank'a и с итальянской Generali-Gruppe;
  • стратегию приобретения. Такие стратегии подразделяются на стратегии приобретения и стратегии слияния горизонтального или вертикального типа. В числе наиболее крупных сделок М. Леман называет слияние немецких банков Bayerischer Vereinsbank и Hypo-Bank (ныне HypoVereinsbank) и приобретение американского Bankers Trust европейским Deutsche Ваnк'ом, который благодаря этому получил доступ на американский рынок.

    А. Канаев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,03% и составила 63746,442 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,73 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,1697 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,8811 руб.
17:57Рынок российских акций торгуется в незначительном минусе
17:49Нефтяные цены опять перешли к снижению
17:42Потребительское доверие в США в апреле резко понизилось
17:34Выручка PayPal в 1-м квартале увеличилась на 9%, чистая прибыль - на 12%
17:24Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:51Чистая прибыль Coca-Cola в 1-м квартале подросла на 2%
16:32Страны G7 хотят снижать зависимость от России в области атомной энергии
16:17Квартальная прибыль McDonald's повысилась на 7%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 30 апреля снижается
15:58Аналитики прогнозируют рост ВВП Казахстана в январе-апреле в диапазоне 3,6-4,2%
15:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 15:30 мск составил 93,2728 руб.